Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Константинова П.Ю.,
рассмотрев 10.10.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вологодский центр эффективного домостроения" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 13.04.2012 (судья Борисова Ю.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2012 (судьи Носач Е.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А13-348/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вологодский центр эффективного домостроения", место нахождения: 121352, Москва, Славянский б-р, д. 3, оф.12, ОГРН 1063525117897 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160001, Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889 (далее - Управление), об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0103002:1695, 35:24:0103002:1696, 35:24:0103002:1586 равной их рыночной стоимости - 18 442 000 руб., 19 076 000 руб. и 34 812 000 руб. соответственно, и к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1 (далее - Учреждение), об обязании внести изменения в сведения о кадастровой стоимости названных земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области, место нахождения 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 1, ОГРН 1043500095737, и Департамент земельных отношений Вологодской области, место нахождения: 160009, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 72, ОГРН 1063525114399 (далее - Департамент).
Решением от 13.04.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.07.2012, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Как указывает податель жалобы, суды ошибочно посчитали отчет общества с ограниченной ответственностью "Центр оценки собственности" от 28.10.2011 N Н-116/11-1 (далее - Отчет N Н-116/11-1) не соответствующим законодательству об оценочной деятельности; поскольку ни суд, ни участвующие в деле лица не обладают специальными познаниями в области оценочной деятельности, суду следовало назначить экспертизу Отчета N Н-116/11-1 на предмет его соответствия этому законодательству.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений производственного назначения, расположенные по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Клубова, с кадастровыми номерами 35:24:0103002:1695 (22 245 кв.м) и 35:24:0103002:1696 (23 010 кв.м), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 16.03.2012 серии 35-АБ N 160268 и160267.
Департамент (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Товарищество Вологдатара" (арендатор) 30.01.2009 заключили договор N 01-323 аренды земельного участка площадью 46 317 кв.м с кадастровым номером 35:24:0103002:1586, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Клубова, северо-западная часть кадастрового квартала, сроком до 27.01.2014 для строительства производственной базы.
На основании соглашения от 08.09.2009, заключенного обществом с ограниченной ответственностью "Товарищество Вологдатара" и Обществом, к последнему перешли права и обязанности арендатора по договору аренды от 30.01.2009 N 01-323.
Постановлением правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области.
В результате оценки земель кадастровая стоимость принадлежащих Обществу на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0103002:1695 и 35:24:0103002:1696 установлена в размере 74 114 111 руб. 40 коп. и 76 662 877 руб. 20 коп. соответственно; кадастровая стоимость арендованного земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1586 составила 157 054 462 руб. 62 коп.
По итогам независимой оценки стоимости названных земельных участков, представленной в Отчете N Н-116/11-1, определена рыночная стоимость упомянутых земельных участков, которая составляет:
- 18 442 000 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1695;
- 19 076 000 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1696;
- 34 812 000 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 35:24:0103002:1586.
Общество, ссылаясь на Отчет N Н-116/11-1, которым установлено многократное превышение кадастровой стоимости указанных земельных участков над рыночной стоимостью, на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды пришли к выводу о том, что Отчет N Н-116/11-1 не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости спорных земельных участков, и отказали в иске.
Кассационная инстанция полагает, что решение и постановление подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с тем, что выводы судов сделаны на основании неполного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Согласно статье 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Таким образом, законодательством допускается определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как следует из материалов дела, Общество представило Отчет N Н-116/11-1 о рыночной стоимости названных земельных участков, свидетельствующий о том, что их кадастровая стоимость существенно превышает рыночную.
Проанализировав Отчет N Н-116/11-1, суды пришли к выводу, что он составлен с нарушениями законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Нормами статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу Общества и содержащим определенные недостатки, суду надлежало назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки на соблюдение законодательства об оценочной деятельности и соответствие федеральным стандартам оценки.
Не приняв Отчет N Н-116/11-1 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего рыночную стоимость перечисленных земельных участков, суды не установили иную рыночную стоимость, тем самым не разрешив спор по существу.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка будет являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует предложить сторонам провести экспертизу для установления достоверности Отчета N Н116/11-1 и, если имеются основания для признания упомянутого отчета недостоверным, для определения рыночной стоимости спорных земельных участков; исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора; дать им надлежащую оценку; решить вопрос о распределении между участвующими в деле лицами судебных расходов по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 13.04.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2012 по делу N А13-348/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.