Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Бурматовой Г.Е., Любченко И.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "НАВИГАТОР-ПСКОВ" генерального директора Войтанник М.Г. (приказ от 14.09.2099 N 1) и Войтанник А.П. (доверенность от 01.12.2011 N 10), от Себежской таможни Кузнецовой С.А. (доверенность от 14.02.2012 N 02-16/02581) и Шатохиной С.И. (доверенность от 15.02.2012 N 02-16/2699),
рассмотрев 26.09.2012 и 19.10.2012 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "НАВИГАТОР-ПСКОВ" и Себежской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 05.04.2012 (судья Радионова И.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 (судьи Смирнов В.И., Мурахина Н.В., Чельцова Н.С.) по делу N А52-62/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НАВИГАТОР-ПСКОВ", место нахождения: Псковская область, город Великие Луки, проспект Гагарина, дом 137; основной государственный регистрационный номер 1096025002402 (далее - ООО "НАВИГАТОР-ПСКОВ", Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными пунктов 1 и 2 акта N 10225000/400/131211/В0053 выездной таможенной проверки Себежской таможни, место нахождения: Псковская область, город Себеж, улица В.И. Марго, дом 62-а; основной государственный регистрационный номер 1026002944439 (далее - Таможня), в части выводов о неправомерном заявлении Обществом к возмещению налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 3 420 649 руб. 93 коп. по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10225040/020810/0002743, 10225040/030810/0002761, 10225040/130810/0002924, 10225040/190810/0003003, 10225040/080910/0003301, 10225040/160910/0003451, 10225040/230910/0003527, 10225040/290910/П003623 и неправомерном применении налогообложения товаров по НДС по ставке 10% по ДТ N 10225040/111010/0003836, 10225040/141210/0004937, 10225040/020211/0000308, 10225040/110211/0000459, 10225040/210211/0000601, 10225040/090311/0000854, 10225040/250311/0001146, 10225040/110411/0001468, 10225040/030511/0001916, 10225040/170511/0002202, 10225040/230511/0002350, о восстановлении нарушенных прав заявителя путем возложения обязанности возвратить НДС в размере 3 420 649 руб. 93 коп., а также о взыскании 50 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решением суда первой инстанции от 05.04.2012 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 17.07.2012 решение суда первой инстанции от 05.04.2012 отменено в части признания незаконным пункта 2 акта выездной таможенной проверки N 10225000/400/131211/В0053 относительно вывода о неправомерном применении налогообложения товаров по НДС по ставке 10% по ДТ N 10225040/111010/0003836, 10225040/141210/0004937, 10225040/020211/0000308, 10225040/110211/0000459, 10225040/210211/0000601, 10225040/090311/0000854, 10225040/250311/0001146, 10225040/110411/0001468, 10225040/030511/0001916, 10225040/170511/0002202 и 10225040/230511/0002350 и в указанной части производство по делу прекращено. В остальной части решение Арбитражного суда Псковской области от 05.04.2012 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "НАВИГАТОР-ПСКОВ" (с учетом дополнений к жалобе), ссылаясь на необоснованность выводов апелляционного суда в части отмены решения суда первой инстанции и прекращения производства по делу, просит отменить постановление от 17.07.2012 в указанной части и оставить в этой части в силе решение суда от 05.04.2012. Податель жалобы считает, что акт выездной таможенной проверки в части вывода о неправомерном применении налогообложения товаров по НДС по ставке 10% подлежит обжалованию в судебном порядке, поскольку он является ненормативным правовым актом (актом об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей), на основании которого в адрес декларанта выставляются требования, обязывающие заявителя совершить определенные действия.
В кассационной жалобе Таможня, не соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части удовлетворенных требований, просит отменить обжалуемые судебные акты в этой части и прекратить производство по делу в обжалуемой части. Таможенный орган считает, что акт выездной таможенной проверки непосредственно не порождает неблагоприятных правовых последствий для заинтересованного лица и не является решением таможенного органа, поскольку является документом, фиксирующим обнаруженные в ходе таможенной проверки данные, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, либо пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений. Поэтому Таможня полагает необоснованной отмену акта выездной таможенной проверки в любой его части. Кроме того, податель жалобы ссылается на правомерность своего отказа в возмещении Обществу 3 420 649 руб. 93 коп. излишне уплаченного налога. Таможенный орган также не соглашается с взысканием с него 50 000 руб. судебных расходов, которые, по его мнению, являются чрезмерными.
В отзывах на кассационные жалобы ООО "НАВИГАТОР-ПСКОВ" и Таможня, по сути, повторяют доводы, изложенные в своих кассационных жалобах и просят оставить жалобу другой стороны без удовлетворения.
Определением от 26.09.2012 рассмотрение кассационных жалоб Общества и Таможни судом кассационной инстанции откладывалось в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 26.09.2012 на 19.10.2012.
В судебных заседаниях 26.09.2012 и 19.10.2012 представители Общества и Таможни поддержали доводы, приведенные в своих кассационных жалобах, и просили оставить без удовлетворения жалобу другой стороны, ссылаясь на приведенные в отзывах доводы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, между ООО "НАВИГАТОР-ПСКОВ" и фирмой "UCLER TEKSTIL TURIZIM VE INSAAT SAN.DIS.TIC.LTD.STI" (Турция) заключен контракт от 01.07.2010 N 2010/01 на поставку товара.
Во исполнение контракта Общество в период со 02.08.2010 по 23.05.2011 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации детские текстильные товары производства фирмы "UCLER", в том числе ветровки для мальчиков и девочек, комплекты для мальчиков и девочек, платья для девочек, брюки и шорты для девочек, кофточки для девочек и мальчиков, жилеты для мальчиков, рубашки для мальчиков, блузки для девочек, жилеты и кофточки для девочек, одеяло детское, чулочно-носочные изделия.
Декларирование товара произведено по ДТ N 10225040/020810/0002743, 10225040/030810/0002761, 10225040/130810/0002924, 10225040/190810/0003003, 10225040/080910/0003301, 10225040/160910/0003451, 10225040/230910/0003527, 10225040/290910/П003623, 10225040/111010/0003836, 10225040/141210/0004937, 10225040/020211/0000308, 10225040/110211/0000459, 10225040/210211/0000601, 10225040/090311/0000854, 10225040/250311/0001146, 10225040/110411/0001468, 10225040/030511/0001916, 10225040/170511/0002202 и 10225040/230511/0002350. В графе 33 данных деклараций заявлены коды товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД), соответствующие товарным позициям 6101, 6102, 6103, 6104, 6110, 6115, 6205 и 6301.
По ДТ N 10225040/020810/0002743, 10225040/030810/0002761, 10225040/130810/0002924, 10225040/190810/0003003, 10225040/080910/0003301, 10225040/160910/0003451, 10225040/230910/0003527 и 10225040/290910/П003623 (коды товаров по ТН ВЭД, соответствующие товарным позициям 6101, 6102, 6103, 6104, 6110, 6205 и 6301) Общество при исчислении таможенных платежей применило ставку НДС в размере 18% и уплатило таможенные платежи. Данные товары выпущены для внутреннего потребления.
По иным декларациям N 10225040/111010/0003836, 10225040/141210/0004937, 10225040/020211/0000308, 10225040/110211/0000459, 10225040/210211/0000601, 10225040/090311/0000854, 10225040/250311/0001146, 10225040/110411/0001468, 10225040/030511/0001916, 10225040/170511/0002202 и 10225040/230511/0002350 Обществом исчислены таможенные платежи по ставке НДС в размере 10%, которые уплачены в полном объеме, после чего товары также были выпущены для внутреннего потребления.
Затем Общество обратилось в таможенный орган с заявлениями от 20.02.2011 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларациям N 10225040/020810/0002743, 10225040/030810/0002761, 10225040/130810/0002924, 10225040/190810/0003003, 10225040/080910/0003301, 10225040/160910/0003451, 10225040/230910/0003527, 10225040/290910/П003623, по которым уплачен НДС в размере 18%, хотя подлежала применению ставка НДС в размере 10%.
Из писем Таможни от 12.05.2011 N 16-12/9901 и от 07.06.2011, направленных в адрес Общества в ответ на его заявления от 20.02.2011 следует, что решение о возврате таможенных платежей не может быть принято в связи с отсутствием факта подлежащих возврату сумм излишне уплаченных таможенных платежей, пошлин и налогов. Кроме того, в названных письмах таможенного органа указано, что Таможней проводится таможенный контроль после выпуска товаров в соответствии со статьей 111 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) и в случае обнаружения фактов излишней уплаты таможенных пошлин, налогов таможенный орган в силу части 5 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) сообщит Обществу о суммах излишне уплаченных таможенных платежей по результатам таможенного контроля.
В отношении ООО "НАВИГАТОР-ПСКОВ" проведена плановая выездная таможенная проверка.
По результатам таможенной проверки Таможней составлен акт от 13.12.2011 N 10225000/400/131211/В0053, которым определено, что Общество в заявлениях на возврат излишне уплаченного НДС по ДТ N 10225040/020810/0002743, 10225040/030810/0002761, 10225040/130810/0002924, 10225040/190810/0003003, 10225040/080910/0003301, 10225040/160910/0003451, 10225040/230910/0003527 и 10225040/290910/П003623 неправомерно заявило к возмещению как излишне уплаченный налог в размере 3 420 649 руб. 93 коп. (пункт 1 резолютивной части акта проверки); при декларировании товара по декларациям N 10225040/111010/0003836, 10225040/141210/0004937, 10225040/020211/0000308, 10225040/110211/0000459, 10225040/210211/0000601, 10225040/090311/0000854, 10225040/250311/0001146, 10225040/110411/0001468, 10225040/030511/0001916, 10225040/170511/0002202 и 10225040/230511/0002350 Общество нарушило положения постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 (далее - Постановление N 908), а именно неправомерно уплатило НДС по ставке 10% (без учета соблюдения требований, установленных Постановлением: в описательной части товаров в графе 31 деклараций не приведены необходимые размерные признаки товаров, указанные в Перечне кодов видов детских товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, а именно для девочек рост - до 164 см, обхват груди - до 88 см, для мальчиков рост - до 176 см, обхват груди - до 84 см, обхват шеи - до 36 см, для одеяла детского конкретные размеры - 118 x 118 см), что привело к недоплате налога в сумме 3 947 733 руб. 74 коп. (пункт 2 резолютивной части акта).
В связи с этим таможенный орган впоследствии выставил Обществу требования об уплате таможенных платежей в сумме 3 947 733 руб. 74 коп. от 23.12.2011 N 306, N 307, N 308, N 309, N 310, N 311, N 312, N 313, N 314, N 315, N 316.
Не согласившись с пунктами 1 и 2 акта проверки, ООО "НАВИГАТОР-ПСКОВ" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме, посчитав, что обжалуемый ненормативный правовой акт таможенного органа - акт выездной таможенной проверки - содержит неправильные выводы относительно отказа в возмещении излишне уплаченного налога и неправомерного применения ставки НДС в размере 10%.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части признания незаконным пункта 2 акта проверки, в котором содержится вывод о неправомерном применении в отношении ряда товаров ставки НДС в размере 10%.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалоб, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 2 резолютивной части акта выездной таможенной проверки Таможня указала, что ООО "НАВИГАТОР-ПСКОВ" при декларировании товара по декларациям N 10225040/111010/0003836, 10225040/141210/0004937, 10225040/020211/0000308, 10225040/110211/0000459, 10225040/210211/0000601, 10225040/090311/0000854, 10225040/250311/0001146, 10225040/110411/0001468, 10225040/030511/0001916, 10225040/170511/0002202 и 10225040/230511/0002350 нарушило положения Постановления N 908, а именно: неправомерно применило обложение НДС по ставке 10% (без учета соблюдения требований, установленных этим Постановлением).
В соответствии с частью 1 статьи 122 Таможенного кодекса таможенного союза таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (часть 11 этой же статьи).
Согласно частям 1 и 2 статьи 178 Закона N 311-ФЗ результаты выездной таможенной проверки оформляются актом выездной таможенной проверки, который составляется в двух экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими таможенную проверку.
В силу части 3 статьи 178 Закона N 311-ФЗ акт таможенной проверки должен содержать:
1) сведения о проверяемом лице;
2) сведения о должностных лицах таможенных органов, проводивших таможенную проверку (должность, фамилия, имя, отчество);
3) систематизированное описание выявленных фактов (признаков) нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле со ссылкой на положения нормативных правовых актов, требования которых нарушены, либо сведения об отсутствии выявленных фактов (признаков) нарушений;
4) выводы и предложения об устранении выявленных нарушений либо о ликвидации их последствий, а также о суммах таможенных пошлин, налогов, подлежащих доначислению и довзысканию.
В соответствии с частью 5 статьи 178 Закона N 311-ФЗ в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с названным Федеральным законом.
При этом в силу части 6 статьи 152 Закона N 311-ФЗ обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Акт N 10225000/161211/0000134 об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей был принят таможенным органом 16.12.2011.
В судах трех инстанции стороны пояснили и эти обстоятельства подтверждаются материалами дела, что таможенный орган впоследствии на основании акта таможенной проверки от 13.12.2011 N 10225000/400/131211/В0053 и акта об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 16.12.2011 N 10225000/161211/0000134 в соответствии со статьей 152 Закона N 311-ФЗ, статьей 91 Таможенного кодекса Таможенного союза выставил Обществу требования об уплате таможенных платежей в сумме 3 947 733 руб. 74 коп. от 23.12.2011 N 306, N 307, N 308, N 309, N 310, N 311, N 312, N 313, N 314, N 315, N 316 (том 1, листы дела 50-55).
Согласно пункту 1 статья 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
В силу пункта 7 статьи 152 Закона N 311-ФЗ при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела.
В силу пункта 2 статьи 37 Закона N 311-ФЗ решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд.
При таких обстоятельствах и с учетом вышеназванных норм права суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый акт таможенной проверки от 13.12.2011 N 10225000/400/131211/В0053 (в части пункта 2 его резолютивной части) не является актом ненормативного характера, направленным на установление, изменение или прекращение прав или обязанностей лица, в отношении которого он принят, в связи с чем не может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования в порядке статей 29 и 198 АПК РФ о признании его недействительным.
В рассматриваемом случае из пункта 2 акта выездной проверки не следует, что на заявителя возложены какие-либо обязанности, порождающие юридически значимые последствия в виде взыскания указанной суммы. Напротив, обязанность уплаты заявителем названных платежей возникла в связи с выставлением таможенным органом названных требований от 23.12.2011, которые действительно возлагают на него определенные обязанности и могут быть обжалованы заявителем в арбитражном суде.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба ООО "НАВИГАТОР-ПСКОВ", касающаяся частичного прекращения производства по делу в этой части, удовлетворению не подлежит.
Относительно оспаривания пункта 1 резолютивной части акта выездной таможенной проверки суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку выводы, содержащиеся в названном пункте, по своему содержанию, носят ненормативный характер и порождают для Общества юридические последствия в виде отказа в возмещении излишне уплаченной суммы НДС.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Из материалов дела следует и Таможней не оспаривается, что Общество обратилось в таможенный орган с заявлениями от 20.02.2011 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10225040/020810/0002743, 10225040/030810/0002761, 10225040/130810/0002924, 10225040/190810/0003003, 10225040/080910/0003301, 10225040/160910/0003451, 10225040/230910/0003527 и 10225040/290910/П003623, по которым применена ставка налога в размере 18%, но подлежал уплате НДС по ставке 10%.
Своими письмами от 12.05.2011 N 16-12/9901 и от 07.06.2011 Таможня подтвердила, что решение о возврате таможенных платежей не может быть принято в связи с отсутствием факта подлежащих возврату сумм излишне уплаченных таможенных платежей, пошлин и налогов и сослалась на проведение таможенной проверки, по результатам которой Обществу будет сообщено о суммах излишне уплаченных таможенных платежей.
Акт таможенной проверки, оформленный по ее результатам, составлен в соответствии со статьей 132 ТК ТС и приказом ФТС от 30.12.2010 N 2713, подписан и утвержден исполняющим обязанности руководителя Таможни, получен заявителем, содержит вполне определенный вывод Таможни о неправомерном заявлении Обществом к возмещению НДС в размере 3 420 649 руб. 93 коп.; при этом таможенный орган указал, что сумма, принятая к возмещению, составит 1 085 147 руб. 93 коп.
Данные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что отказ Таможни в возмещении Обществу НДС в сумме 3 420 649 руб. 93 коп., оформленный названным актом, фактически является ненормативным правовым актом - решением таможенного органа об отказе в возмещении таможенных платежей, которое может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, следует отметить, что заявления о возврате излишне уплаченных платежей в сумме 3 420 649 руб. 93 коп. Обществом таможенному органу подавались, однако ни ТК ТС, ни Законом N 311-ФЗ не предусмотрена какая-либо процедура, предусматривающая дальнейшие действия таможенного органа относительно принятого им решения об отказе заинтересованному лицу в возмещении уплаченных таможенных платежей, оформленного актом выездной таможенной проверки.
По существу спора по пункту 1 акта выездной таможенной проверки от 13.12.2011 N 10225000/400/131211/В0053 суды двух инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установили, что заявленные декларантом в ДТ сведения о товарах были достаточны и соответствовали сведениям, содержащимся в других документах, а также заявленному коду ТН ВЭД, что позволяло идентифицировать товары для таможенных целей как детские. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что Обществом были ввезены товары, предназначенные не для детей, не выявлено и самим таможенным органом в рамках проведенного им таможенного досмотра.
В статье 163 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговые ставки по НДС.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации следующих товаров для детей: трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп: верхних трикотажных изделий, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий: перчаток, варежек, головных уборов; швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп, верхней одежды (в том числе плательной и костюмной группы), нательного белья, головных уборов, одежды и изделий для новорожденных и детей ясельной группы; обуви.
В соответствии с пунктом 5 статьи 164 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 названной статьи.
В силу пункта 2 статьи 164 НК РФ коды видов продукции, перечисленных в названном пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 утвержден Перечень кодов видов товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации (далее - Перечень).
В соответствии с примечанием 1 к Перечню для целей его применения необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД России, так и наименованием товаров. В названный Перечень включены различные товары для детей.
Исследовав данный Перечень, судебные инстанции установили, что вывод Таможни на необходимость указывать в данном случае в графе 31 деклараций обхвата груди и обхвата шеи в сантиметрах, является несостоятельным, поскольку в налоговом, ни в таможенном законодательстве в наименованиях товаров, относящихся к указанным кодам ТН ВЭД, не содержится таких дополнительных размерных признаков.
Вместе с тем суды признали, что в представленных Обществом документах имеются указания на то, что вещи детские либо предназначены для мальчиков и девочек, а также содержатся размеры изделий.
При таких обстоятельствах, рассмотрев по существу требование заявителя о признании незаконным пункта 1 оспариваемого акта, суды обоснованно его удовлетворили, обоснованно посчитав излишней уплату Обществом НДС в размере 18% (при необходимой ставке НДС в размере 10%) и в качестве способа восстановления нарушенного права (по требованию Общества) обязали Таможню возвратить на расчетный счет ООО "НАВИГАТОР-ПСКОВ" НДС в размере 3 420 649 руб. 93 коп.
В кассационной жалобе таможенный орган не соглашается также с взысканием с него 50 000 руб. судебных расходов, которые, по его мнению, являются чрезмерными.
В силу части первой статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку судебный акт по делу о признании незаконным акта таможенной проверки частично вынесен в пользу Общества и заявленная сумму расходов документально подтверждена и признана судами разумной, суды обоснованно взыскали с Таможни 50 000 руб. судебных расходов.
Что касается довода таможенного органа относительно чрезмерности указанных расходов, то у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств.
В силу статьи 104 АПК РФ плательщику госпошлины Войтанник М.Г. необходимо возвратить из федерального бюджета 1000 руб. госпошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 25.07.2012 (операция: 1571586693).
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 по делу N А52-62/2012 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "НАВИГАТОР-ПСКОВ" и Себежской таможни - без удовлетворения.
Возвратить Войтанник Марии Григорьевне (Псковская область, город Великие Луки) из федерального бюджета 1000 руб. госпошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 25.07.2012 (операция: 1571586693) за ООО "НАВИГАТОР-ПСКОВ" (место нахождения: Псковская область, город Великие Луки, пр-т Гагарина, д. 137, ОГРН 1096025002402).
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.