Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Третий парк" Костиковой А.В. (по доверенности от 03.09.2012), от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сопилова Ю.О. (доверенность от 22.08.2012 N 61-2012),
рассмотрев 08.10.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Третий парк" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2012 (судья Раннева Ю.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 (судьи Борисова Г.В., Есипова О.И., Семенова А.Б.) по делу N А56-65737/2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Третий парк", место нахождения: 197342, г. Санкт-Петербург, Белоостровская ул., д. 19, ОГРН 1037832001426 (далее - ОАО "Третий парк", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, место нахождения: 190068, г. Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, д. 39, ОГРН 1097847327709 (далее - Управление), от 27.10.2011 N 07-40-01/173.
Решением от 19.03.2012 суд отказал в удовлетворении заявления Общества.
Постановлением от 03.07.2012 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Третий парк", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и признать недействительными пункты 1 и 2 предписания от 27.10.2011 N 07-40-01/173.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в период с 03.10.2011 по 27.10.2011 Управление на основании распоряжения от 21.09.2011 N 297-р провело плановую выездную проверку соблюдения ОАО "Третий парк" обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.
В ходе проведения проверки установлено, что Обществу принадлежит на праве собственности 933 автобуса, а также объекты недвижимости:
- по адресу: Санкт-Петербург, Белоостровская ул., д. 19 - земельный участок площадью 2,02 га, с расположенными на нем 5-ти этажным зданием и парковкой;
- по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, Выборгская ул., д. 16 (филиал N 1) - земельный участок с расположенными на нем 2-х этажным зданием и парковкой.
Кроме того, Общество арендует у Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга земельный участок - Зона-13 (г. Санкт-Петербург, поселок Лисий Нос, Приморское шоссе, участок 30) и у Федерального государственного унитарного предприятия "Дирекция по инвестиционной деятельности" земельный участок площадью 80226 кв. м (г. Санкт-Петербург, поселок Лисий Нос, Приморское шоссе, участок 1), который используется под стоянку автотранспорта.
По результатам проверки 27.10.2011 составлен акт, в котором зафиксировано, что Обществом:
1) в нарушение статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), пункта 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" (далее - Приказ Минтранса N 34), пункта 5.8 главы 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 42 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" (далее - Приказ Минтранса N 42), не разработаны планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
2) в нарушение требований пункта 5.6.4 главы 2 Приказа Минтранса N 42 должности водительского состава, осуществляющего перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, - не включены в номенклатуру (перечень) должностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств ОАО "Третий парк" (устранено в ходе проверки);
3) в нарушение пункта 5.11 Приказа Минтранса N 42 не проведена проверка водительского состава, включенного в номенклатуру (перечень) должностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств предприятия ОАО "Третий парк" на соответствие требованиям статьи 10 Закона N 16-ФЗ;
4) в нарушение пунктов 5.12, 5.13 Приказа Минтранса N 42 сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности не прошли специальную профессиональную подготовку и допущены к работе на должностях, указанных в перечне должностей персонала ОАО "Третий парк", непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности.
Постановлением от 01.11.2011 N 07-53-01/21 Управление привлекло Общество к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное постановление обжаловано Обществом в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который решением по делу N А56-60041/2011, вступившим в законную силу, отказал в удовлетворении требований Общества.
Кроме того, по результатам проверки для устранения вышеуказанных нарушений Управление вынесло в отношении Общества предписание от 27.10.2011 N 07-40-01/173, согласно которому Обществу предписано:
1) в срок до 20.06.2012 разработать, утвердить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - ОТИ и ТС), представив документы, подтверждающие устранение данного нарушения, в Управление в срок до 25.06.2012;
2) в срок до 20.06.2012 провести проверку водительского состава, включенного в номенклатуру (перечень) должностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС предприятия ОАО "Третий парк" на соответствие требований статьи 10 Закона N 16-ФЗ, представив документы, подтверждающие устранение данного нарушения, в Управление до 25.06.2012;
3) в срок до 20.02.2012 осуществить специальную профессиональную подготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности и допустить к работе на должностях, указанных в перечне должностей персонала ОАО "Третий парк", непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, представив документы, подтверждающие устранение данного нарушения, в Управление до 24.02.2012.
Общество оспорило предписание Управления от 27.10.2011 N 07-40-01/173 в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, указав на отсутствие основания для отмены выданного предписания.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы, приведенные в жалобе, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Как установлено судами, ОАО "Третий парк" имеет в собственности и арендует объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортные средства (ТС).
В части, касающейся пункта 1 предписания, суды пришли к выводу, что именно на Общество, как на субъект транспортной инфраструктуры, законом возложена обязанность по разработке планов обеспечения транспортной безопасности.
Названным пунктом предписания от 27.10.2011 N 07-40-01/173 Обществу предписано разработать, утвердить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно статье 9 Закона N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В пункте 2 Приказа Минтранса N 34 указано, что план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (далее - План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган).
Согласно пункту 3 Приказа Минтранса N 34 План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
В силу пунктов 5 и 6 Приказа Минтранса N 34 План разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства и представляется в компетентный орган в трех экземплярах.
В соответствии с пунктом 5.7 Приказа Минтранса N 42 субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
Согласно пункту 5.8 Приказа Минтранса N 42 субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Податель жалобы считает, что ни статьей 6 Закона N 16-ФЗ, ни приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.01.2010 N 22 "О Порядке ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" (далее - Приказ Минтранса N 22), ни приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.02.2011 N 62 "О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности" (далее - Приказ Минтранса N 62) на субъект транспортной инфраструктуры не возлагается обязанность инициировать присвоение категории объектам транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Общество отмечает, что поскольку на момент подачи кассационной жалобы Общество не получило уведомления о присвоении категории, соответственно у него отсутствует обязанность по разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Кассационная инстанция отклоняет данные доводы жалобы в связи со следующим.
В силу статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.7 Приказа Минтранса N 42 именно на субъект транспортной инфраструктуры возложена обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Обязанность по разработке плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС субъектом транспортной инфраструктуры следует как из приведенных норм, так и из содержания пунктов 2 и 3 Приказа Минтранса от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
Таким образом, Общество не может быть освобождено от обязанности по обеспечению проведения оценки уязвимости ОТИ или ТС, а также по разработке и утверждению названного плана, учитывая и то обстоятельство, что как включение ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоении категории ОТИ, так и утверждение оценки уязвимости ОТИ производится соответствующими государственными органами (присвоение категории) и специализированными организациями (оценка уязвимости).
Как указывает податель жалобы, Общество направляло в Росавтодор документы, необходимые для присвоения категории. Письмом от 20.01.2012 N 10-29/586 Росавтодор сообщил Обществу о рассмотрении документов. До настоящего времени уведомления о присвоении категории ОТИ и включении в Реестр категорированных ОТИ Общество не получало (том 2, лист дела 11).
Вместе с тем данное обстоятельство не свидетельствует о неисполнимости оспариваемого предписания в этой части.
В данном случае Общество обязано выполнить установленные нормативными актами требования в сроки, определенные Управлением. В случае наличия объективных препятствий для выполнения названных требований, Общество вправе ходатайствовать о продлении срока выполнения предписания.
Пунктом 2 предписания от 27.10.2011 N 07-40-01/173 Обществу предписано провести проверку водительского состава, включенного в номенклатуру (перечень) должностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС предприятия ОАО "Третий парк" на соответствие требований статьи 10 Закона N 16-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу части 2 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Приказом Минтранса N 42 определена система мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В соответствии с пунктом 4 Приказа Минтранса N 42 требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах морского и речного транспорта, используемых в целях торгового мореплавания или судоходства.
Пунктом 5.11 Приказа Минтранса N 42 установлено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан отказать в приеме на работу лицам, претендующим на занятие должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, и прекратить трудовые отношения с лицами, занимающими такие должности, в случае если в отношении данных лиц будут выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, не принимаются лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.04.1991 года N 1026-1 "О милиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды.
В ходе судебного разбирательства суды на основании обстоятельств, установленных при рассмотрении дела N А56-60041/2011, установили, что при проверке Общество не представило документов, подтверждающих соответствие водительского состава требованиям статьи 10 Закона N 16-ФЗ. Данный факт Общество не опровергло.
В связи с этим суды пришли к выводу, что требования Управления о разработке планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС и проверке водительского состава, включенного в номенклатуру (перечень) должностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС на соответствие требований статьи 10 Закона N 16-ФЗ, являются правомерными и основанными на нормах действующего законодательства.
Податель жалобы считает, что возложение на Общество обязанности по проверке водительского состава, включенного в номенклатуру (перечень) должностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС предприятия ОАО "Третий парк" на соответствие требований статьи 10 Закона N 16-ФЗ является незаконным, поскольку:
- статья 10 Закона N 16-ФЗ, пункты 5.10, 5.11 Приказа Минтранса N 42 требуют проведения проверки только в отношении лиц, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 N 1653-р "Об утверждении перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности" водители не отнесены к лицам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности;
- нарушает законодательство о защите персональных данных, а именно, статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Кассационная инстанция не принимает данные доводы жалобы в связи со следующим.
Судом на основании обстоятельств, установленных при рассмотрении дела N А56-60041/2011, установлено, что Общество в ходе проверки устранило нарушение требований пункта 5.6.4 главы 2 Приказа Минтранса N 42, выразившееся в том, что должности водительского состава, осуществляющего перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек - не включены в номенклатуру (перечень) должностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств. Перечень должностей персонала заявителя, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, утвержден генеральным директором Общества.
Вместе с тем Общество не представило документов, подтверждающих соответствие водительского состава требованиям статьи 10 Закона N 16-ФЗ.
Довод подателя жалобы о том, что в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 N 1653-р "Об утверждении перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности" водители не относятся к лицам, в отношении которых должна проводиться проверка на соответствие требованиям статьи 10 Закона N 16-ФЗ, основан на неправильном толковании закона.
Названное Распоряжение не регулирует включение конкретных должностей в номенклатуру (перечень) должностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 5.6.9 раздела II Приказа Минтранса N 42 к силам обеспечения транспортной безопасности относится также и персонал, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС.
Требования статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" в данном случае не нарушены, поскольку при приеме на работу лиц названной категории требуется представление документа, подтверждающего отсутствие оснований, указанных в пункте 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ. В случае непредставления соответствующих документов при приеме на работу, наступают последствия, предусмотренные пунктом 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ.
В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу о том, что предписание Управления о разработке планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС и проверке водительского состава, включенного в номенклатуру (перечень) должностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС на соответствие требований статьи 10 Закона N 16-ФЗ, являются правомерными и основанными на нормах действующего законодательства.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, и оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 по делу N А56-65737/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Третий парк" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.