Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Константинова П.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "НЕВКА-СПб" Беляевой В.П. (доверенность от 11.01.2011), от правительства Ленинградской области Лариной Н.Л. (доверенность от 05.09.2012 N 60-2925/12), от Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом Ведмецкой Е.В. (доверенность от 12.07.2012 N 143),
рассмотрев 10.10.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.02.2012 (судья Данилова Н.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-59132/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НЕВКА-СПб", место нахождения: 188644, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п. Песочный, Ленинградская ул., д. 119, 1, А, ОГРН 1024700563260 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия правительства Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67 (далее - Правительство), выразившегося в уклонении от принятия решения о переводе земельных участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "особо охраняемые территории и объекты" для строительства спортивно-оздоровительного комплекса круглогодичного использования "Поляны"; об обязании Правительства принять решение об указанном переводе.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (далее - Леноблкомимущество).
Решением от 29.02.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.06.2012, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Правительство, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Как указывает податель жалобы, в силу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суды должны были обязать Правительство рассмотреть заявление Общества, не предрешая существа решения, принятие которого является исключительной компетенцией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; материалы дела не подтверждают нарушения прав Общества непринятием указанного решения; суды нарушили нормы Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ); Правительство Российской Федерации не принимало постановления о создании особой экономической туристско-рекреационной зоны на территории Ленинградской области в месте расположения спорных земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Правительства и Леноблкомимущества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Общества против ее удовлетворения возражал.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Обществу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки для ведения сельского хозяйства (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), расположенные по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, муниципальное образование "Полянское сельское поселение":
- общей площадью 77 230 кв. м с кадастровым номером 47:01:16-29-001:1705, 1 км севернее пос. Поляны (свидетельство о государственной регистрации права от 16.01.2009 78-АГ N 776707);
- общей площадью 9 500 кв. м с кадастровым номером 47:01:16-29-001:0476, 400 м северо-восточнее ориентира - пос. Поляны (свидетельство о государственной регистрации права от 16.01.2009 78-АГ N 776712);
- общей площадью 42 500 кв. м с кадастровым номером 47:01:16-29-001:0477, 600 м на северо-восток от ориентира - пос. Поляны (свидетельство о государственной регистрации права от 16.01.2009 78-АГ N 776710);
- общей площадью 138 141 кв. м с кадастровым номером 47:01:16-29-001:1586, 800 м северо-восточнее пос. Поляны, участок 1 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.01.2009 78-АГ N 776711);
- общей площадью 147 640 кв. м с кадастровым номером 47:01:00-00-000:0360, вблизи пос. Поляны (свидетельство о государственной регистрации права от 16.01.2009 78-АГ N 776709).
Общество 28.06.2010 обратилось в Леноблкомимущество с ходатайством о переводе названных земельных участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли особо охраняемых территорий и объектов" для целей строительства спортивно-оздоровительного комплекса круглогодичного использования "Поляны".
После неоднократного обращения Общества в Леноблкомимущество с просьбой принять решение по ходатайству последнее письмом от 08.02.2011 N 13-170/11-0-1 указало на отсутствие в ходатайстве обоснования для перевода земельных участков из одной категории в другую.
Рассматривая названный ответ как отказ в удовлетворении заявления, Общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Леноблкомимущества. Заявление было принято к производству, делу присвоен номер А56-18374/2011.
Решением суда от 29.08.2011 по делу N А56-18374/2011 в удовлетворении заявления отказано. В рамках рассмотрения указанного дела установлено, что Леноблкомимуществом подготовлен проект распоряжения Правительства, который возвращен последним без подписания.
Ссылаясь на то, что Правительством не принято решение о переводе земельных участков из одной категории в другую, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления и обязали Правительство принять решение о переводе указанных земель в категорию "особо охраняемые территории и объекты".
Кассационная инстанция считает принятые судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи со следующим.
В силу статей 198, 200, 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо соблюдение двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной либо частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются Законом N 172-ФЗ.
Согласно статье 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Перечень документов, которые необходимо приложить к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, установлен пунктом 4 статьи 2 названного Закона.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (пункт 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ). Аналогичные положения о рассмотрении ходатайства содержатся в статье 7 Закона Ленинградской области от 22.06.2005 N 51-оз "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области" (далее - Закон N 51-оз).
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона N 51-оз проект соответствующего акта Правительства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую готовит уполномоченный орган Ленинградской области.
Как следует из пункта 2.36 Положения о Леноблкомимуществе, утвержденного постановлением Правительства от 23.04.2010 N 102, Леноблкомимущество является органом, осуществляющим прием и рассмотрение ходатайств о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую, а также подготовку проектов соответствующих распоряжений правительства Ленинградской области.
Судами установлено, что проект распоряжения о переводе спорных земельных участков из одной категории в другую направлялся Леноблкомимуществом в Правительство.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Установив, что Правительством в установленный пунктом 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ срок (в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства) не было принято одно из решений (акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в таком переводе), суды правомерно признали оспариваемое бездействие незаконным.
Вместе с тем, принимая решение об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем обязания Правительства перевести земельные участки из одной категории в другую, а не путем принятия решения (одного из двух) в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ и с пунктом 1 статьи 7 Закона N 51-оз, суды оставили без исследования вопрос возможности такого перевода.
Из пояснений участвующих в деле лиц, письма Леноблкомимущества от 08.02.2011 N 13-170/11-0-1 следует, что принадлежащие Обществу участки включают в себя сельскохозяйственные угодья, особенности перевода которых в другую категорию земель установлены статьей 7 Закона N 172-ФЗ, причем такой перевод допускается в исключительных случаях.
Сведений о соответствии перевода испрашиваемых земельных участков в категорию "особо охраняемые территории и объекты" пункту 2 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ в материалах дела не имеется. При недостаточной обоснованности Обществом перевода испрашиваемых земель, на что указало Леноблкомимущество в письме от 08.02.2011 N 13-170/11-0-1, данный вопрос судами не был исследован. Ссылки судов на отсутствие оснований для отказа в переводе земель, установленных в статье 4 Закона N 172-ФЗ, и на представление Обществом вместе с ходатайством документов, предусмотренных статьей 2 названного закона, недостаточно для удовлетворения заявления об обязании Правительства принять решение о переводе земель из одной категории в другую.
Поскольку выводы судов основаны на неполно исследованных обстоятельствах, принятые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует правильно применить пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, проверить доводы участвующих в деле лиц и дать установленным обстоятельствам правовую оценку, а также решить вопрос о распределении судебных расходов по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.02.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 по делу N А56-59132/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пояснений участвующих в деле лиц, письма Леноблкомимущества от 08.02.2011 N 13-170/11-0-1 следует, что принадлежащие Обществу участки включают в себя сельскохозяйственные угодья, особенности перевода которых в другую категорию земель установлены статьей 7 Закона N 172-ФЗ, причем такой перевод допускается в исключительных случаях.
Сведений о соответствии перевода испрашиваемых земельных участков в категорию "особо охраняемые территории и объекты" пункту 2 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ в материалах дела не имеется. При недостаточной обоснованности Обществом перевода испрашиваемых земель, на что указало Леноблкомимущество в письме от 08.02.2011 N 13-170/11-0-1, данный вопрос судами не был исследован. Ссылки судов на отсутствие оснований для отказа в переводе земель, установленных в статье 4 Закона N 172-ФЗ, и на представление Обществом вместе с ходатайством документов, предусмотренных статьей 2 названного закона, недостаточно для удовлетворения заявления об обязании Правительства принять решение о переводе земель из одной категории в другую.
...
При новом рассмотрении суду следует правильно применить пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, проверить доводы участвующих в деле лиц и дать установленным обстоятельствам правовую оценку, а также решить вопрос о распределении судебных расходов по кассационной жалобе."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 октября 2012 г. N Ф07-5277/12 по делу N А56-59132/2011
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2012 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-59132/11
16.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5277/12
21.06.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7800/12
29.02.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-59132/11