Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.03.2012 (судья Кудрявцева Н.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012 (судьи Барканова Я.В., Старовойтова О.Р., Тимухина И.А.) по делу N А26-1983/2012,
установил:
Заместитель прокурора Республики Карелия обратился в Арбитражный суд Республики Карелия к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) и обществу с ограниченной ответственностью "Северторг", место нахождения: 186150, Республика Карелия, город Пудож, Пионерская улица, дом 91, ОГРН 1101039000501 (далее - Общество), с иском о признании недействительным пункта 4.4.13 договора аренды лесного участка от 23.04.2010 N 3-з, как противоречащего статье 55 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктам 2 и 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, в части обязанности принятия мер по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.
Решением от 21.03.2012 суд первой инстанции признал пункт 4.4.13 договора аренды лесного участка от 23.04.2010 N 3-з недействительным.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012 решение суда изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "признать недействительным в части фразы "возникших по вине Арендатора" пункт 4.4.13 договора аренды лесного участка N 3-з от 23.04.2010, заключенного между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, Карелия Республика, Петрозаводск г., Андропова ул., 2/24, ОГРН 1071001000828) и Обществом с ограниченной ответственностью "СЕВЕРТОРГ" (186150, Карелия Республика, Пудож г., Пионерская ул., 91 ОГРН 1101039000501)".
В кассационной жалобе Министерство просит отменить решение и постановление судов, указывая на нарушение судами норм материального права.
Прокуратура, Общество и Министерство о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (правопредшественник Министерства) и обществом с ограниченной ответственностью "Пяльмский лесопильный завод" (далее - ООО "Пяльмский лесопильный завод") заключен договор аренды лесного участка от 23.04.2010 N 3-з, по условиям которого ООО "Пяльмский лесопильный завод" передан в аренду лесной участок общей площадью 5155,77 га, расположенный по адресу: Республика Карелия, Пудожский муниципальный район, Пудожское лесничество (ранее территория Пудожского лесхоза), Кубовское участковое лесничество, кварталы 113-114, 124, 149-150, 157, 160-161, 170-171, 174, 182-183, 194-195 для использования в целях заготовки древесины.
На основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 28.04.2011 по акту приема-передачи от 28.04.2011 ООО "Пяльмский лесопильный завод" передало права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка от 23.04.2010 N 3-з Обществу.
Пунктом 4.4.13 названного договора аренды установлена обязанность арендатора соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах Российской Федерации; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду, в том числе принимать меры по рекультивации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.
Обращаясь в арбитражный суд, Прокурор указал на то, что из буквального толкования названного пункта следует, что обязанность по ликвидации свалок производственных или бытовых отходов возникает у арендатора при условии возникновения этих свалок только по вине арендатора, что не соответствует действующему законодательству.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Частью 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
В силу пункта 3 части 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Частью 2 этой же статьи установлено, что указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (далее - Правила санитарной безопасности в лесах), предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов (пункт 4), санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия (пункт 28).
Согласно пунктам 5 и 6 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 N 523, выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами санитарной безопасности в лесах путем размещения заказов на выполнение этих работ, кроме случаев, когда это возложено на лица, использующие леса. Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно-оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований настоящего Руководства (статья 4 Правил).
Исходя из анализа вышеприведенных положений Лесного кодекса Российской Федерации, Правил санитарной безопасности в лесах и Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий судебные инстанции сделали правомерный вывод о том, что арендатор обязан ликвидировать свалки бытовых отходов своими силами и за свой счет на всем арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины.
Из материалов дела следует и судами установлено, что пунктом 4.4.13 договора аренды 23.04.2010 N 3-з предусмотрена обязанность арендатора осуществлять рекультивацию свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.
Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, поскольку осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке является публично-правовой обязанностью лесопользователя, выполнение которой не ставиться в зависимость от его вины в захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии, суд апелляционной инстанции правомерно признал оспариваемый в иске пункт 4.4.13 договора аренды недействительным в части фразы "по вине Арендатора".
Доводы кассационной жалобы Министерства повторяют доводы апелляционной жалобы и в полной мере рассмотрены судом апелляционной инстанции. Каких-либо доводов о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права при рассмотрении спора Министерством не приведено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств.
Таким образом, постановление суда соответствует нормам материального и процессуального права, и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012 по делу N А26-1983/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.