Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Кудина А.Г.,
рассмотрев 23.10.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2012 (судья Тарасов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 (судьи Мельникова Н.А., Аносова Н.В., Шестакова М.А.) по делу N А42-1146/2011,
установил:
Комитет по развитию городского хозяйства Администрации города Мурманска (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области (далее - Министерство) о взыскании 32 069 руб. 66 коп. убытков, понесенных в результате предоставления мер социальной поддержки населению за период с марта по июнь 2008 года (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социального развития Мурманской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области, муниципальное унитарное предприятие "Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр", государственное областное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения города Мурманска", муниципальное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Мурманска".
Решением суда первой инстанции от 28.04.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.08.2012, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, размер исковых требований не обоснован.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет и Управление социальной защиты населения Комитета по труду и социальному развитию Мурманской области (далее - Управление) заключили государственный контракт от 16.03.2007 N 15р, срок действия которого дополнительным соглашением от 01.12.2007 N 2 продлен до 31.12.2008. В рамках контракта возмещались расходы Комитета, возникшие у него в связи с предоставлением мер социальной поддержки населению города Мурманска (оплата жилья, коммунальных услуг).
Предметом контракта является порядок возмещения расходов в соответствии с Законом Мурманской области от 23.12.2004 N 550-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан", Законом Мурманской области от 27.12.2004 N 567-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг", постановлением правительства Мурманской области от 15.03.2007 N 120-ПП "О порядке реализации мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области".
Комитет обязался не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять Управлению список граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки (пункт 2.1.1 контракта).
В силу пункта 2.2.1 контракта при поступлении указанного списка Управление обязано в течение 5 рабочих дней проводить автоматизированную сверку и составлять акт, подтверждающий численность граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки, а также подлежащую возмещению сумму расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.
Начисление льгот населению и формирование единого платежного документа на основании имеющейся базы данных осуществляет муниципальное унитарное предприятие "Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр" в соответствии с договором поручения от 01.06.2005, заключенным с Комитетом.
Сформированные выходные формы в соответствии с государственным контрактом от 16.03.2007 N 15-р направляются в Управление для проведения автоматизированной сверки списков льготных категорий граждан. По итогам сверки Управлением производится перечисление средств ресурсоснабжающим организациям для возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг.
На основании результатов сверки Комитет выставляет Управлению счета для возмещения расходов.
Автоматизированная сверка списков граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки в марте-июне 2008 года, своевременно и в полном объеме не была проведена, вследствие чего денежные средства для возмещения расходов Комитета за указанный период в сумме 32 069 руб. 66 коп. не были перечислены.
Отказ Управления возместить указанные расходы явился основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав за Комитетом право на компенсацию расходов за счет средств казны Мурманской области, признав обоснованным их расчет по размеру, удовлетворил иск в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с Законом Мурманской области от 23.12.2004 N 550-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" и Законом Мурманской области от 27.12.2004 N 567-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг" отдельным категориям граждан (ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004, реабилитированным и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, многодетным семьям) предоставлены льготы при оплате жилья и коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Мурманской области от 15.03.2007 N 120-ПП "О порядке реализации мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области" утверждены Правила расходования средств областного бюджета, выделяемых на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, оказываемых ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области (действовали в спорный период; далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил финансирование расходов на предоставление гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
В силу пункта 6 Правил возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг (включая расходы на приобретение топлива в дома, не имеющие центрального отопления), оказываемых гражданам, производится на основании договоров, заключаемых территориальными органами с исполнителем, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги населению (комитет городского хозяйства, управляющая организация, товарищество собственников жилья, службы муниципального заказчика и другие организации и лица на основании статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Территориальными органами социальной защиты населения Мурманской области на основании документов, подтверждающих фактические расходы, после проверки права граждан на получение мер социальной поддержки производятся расчеты с исполнителем, осуществляющим соответствующие виды деятельности, а также ведется учет граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (пункты 7, 8 Правил).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и усматривается из материалов дела, Комитетом заключены соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями, перечень которых приведен в приложении N 4 к государственному контракту от 16.03.2007 N 15р.
Судами установлено, что размер понесенных истцом убытков подтверждается ведомостями распределения начисленных льгот по поставщикам услуг, счетами-фактурами, выставленными ресурсоснабжающими организациями, актами сверок, платежными поручениями.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В данном случае, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что возникшие у Комитета убытки подлежат компенсации за счет средств казны Мурманской области. Проверив обоснованность расчета убытков, суд удовлетворил иск в полном объеме.
Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 по делу N А42-1146/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.