Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ритм-2000" Морозовой И.А. (доверенность от 19.10.2012),
рассмотрев 22.10.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 23.04.2012 (судья Балакин Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 (судьи Тарасова О.А., Пестерева О.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А66-3224/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ритм-2000", место нахождения: 170027, г. Тверь, ул. Бригадная, д. 1, ОГРН 1026900580387 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315 (далее - Управление Росимущества), о признании незаконным его бездействия, выразившегося в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок решения о предоставлении Обществу земельного участка площадью 16 124 кв.м, с кадастровым номером 69:10:0371701:7, местоположение установлено относительно ориентира, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., Калининский р-н, пгт. Суховерково, а также о возложении обязанности на Управление Росимущества принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность Обществу, подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка с предложением о его заключении на условиях определения цены в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 23.04.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.07.2012, заявление удовлетворено частично - за исключением требования об обязании Управления Росимущества направить проект договора купли-продажи земельного участка по цене в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка,
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить, в удовлетворении требований Общества отказать.
Как указал податель жалобы, Общество не представило документов, обосновывающих необходимость предоставления для эксплуатации объектов недвижимости общей площадью 4 369 кв.м земельного участка площадью 16 124 кв.м.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества просил жалобу отклонить.
Управление Росимущества надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного разбирательства, однако своего представителя в заседание кассационной инстанции не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: здание площадью 28,2 кв.м, здание склада капронового цеха площадью 292,4 кв.м, цех арболитных блоков площадью 532,7 кв.м, цех торфяных горшочков площадью 1252,8 кв.м, склад механической мастерской площадью 257,6 кв.м, механическая мастерская площадью 1749,1 кв.м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.11.2010 серии 69АВ N 156095, сери 69АВ N 156094, серии 69АВ N 156087, серии 69АВ N 156089, серии 69АВ N 156088, серии 69АВ N 156096.
Указанные объекты недвижимости расположены на находящемся в федеральной собственности земельном участке площадью 16 124 кв.м, с кадастровым номером 69:10:0371701:7, местоположение установлено относительно ориентира, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., Калининский р-н, пгт. Суховерково.
Общество 15.04.2011 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, с приложением необходимых документов.
Управление Росимущества письмом от 28.04.2011 N 1789-05 предложило Обществу представить дополнительные документы, а именно обоснование площади земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости, а также учредительные документы.
Сопроводительным письмом от 23.05.2011 N 219 Общество направило в Управление Росимущества запрашиваемые документы.
Управление Росимущества письмом от 07.07.2011 N 3208-05 направило документы в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Росимущество письмом от 22.08.2011 N ПП-10/25215 вернуло указанные документы в Управление Росимущества для проведения проверки с целью выявления фактического использования земельного участка с учетом занимаемой площади и вида разрешенного использования, а также в отношении фактов самовольного строительства.
Управлением Росимущества 02.09.2011 проведена внеплановая проверка фактического использования испрашиваемого земельного участка с учетом занимаемой площади и вида разрешенного использования, а также в отношении фактов самовольного строительства, по результатам которой составлен акт проверки.
Из акта проверки от 02.09.2011 следует, что испрашиваемый участок используется в соответствии с разрешенным использованием, с учетом занимаемой площади объектов недвижимого имущества, расположенных на данном земельном участке, фактов самовольного строительства не зафиксировано.
Управление Росимущества 27.09.2011 повторно направило в Росимущество документы для получения поручения на заключение договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Вместе с тем, действий по принятию в установленный срок решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка Управление Росимущества не предприняло.
Ссылаясь на то, что Управление Росимущества в порядке и в срок, установленные статьей 36 ЗК РФ, не рассмотрело заявление о выкупе испрашиваемого земельного участка, не приняло решения о предоставлении данного участка заявителю в собственность за плату и не направило ему проект договора купли-продажи этого участка, Общество обратилось с настоящими требованиями в суд, считая бездействие Управления Росимущества незаконным, нарушающим его права в сфере экономической деятельности.
Суды признали заявленные требования обоснованными и подтвержденными материалами дела.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
На момент обращения Общества в Управление Росимущества с соответствующим заявлением, перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, был утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень).
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 того же Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно материалам дела к заявлению о выкупе земельного участка Общество приложило все необходимые документы, предусмотренные Перечнем.
В связи с этим суды пришли к правильному выводу о том, что фактическое расположение объектов недвижимости на спорном земельном участке подтверждено представленными документами.
Что касается возражений Управления Росимущества относительно площади испрашиваемого земельного участка, то эти возражения документально никак не обоснованы; податель жалобы не указал конкретные причины, по которым считает завышенной площадь земельного участка, указанную в заявлении Общества.
Суды, сделав верный вывод о том, что Управление Росимущества нарушило установленный статьей 36 ЗК РФ порядок рассмотрения заявления Общества о выкупе земельного участка, а также права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обоснованно обязали Управление Росимущества подготовить и направить в адрес Общества проект договора купли-продажи спорного участка.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23.04.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 по делу N А66-3224/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.