Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О.,
при участии от Пулковской таможни Пионтковской А.В. (доверенность от 31.01.2012 N 19-19/951), от закрытого акционерного общества "Гринвэй -таможенный брокер" Бутяга М.А. (доверенность от 20.06.2011),
рассмотрев 17.10.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пулковской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2012 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2012 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Савицкая И.Г.) по делу N А56-2067/2012,
установил:
Закрытое акционерное общество "Гринвэй-таможенный брокер" (место нахождения: 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 85, лит. А, ОГРН 1027810350270; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Пулковской таможни (место нахождения: 196210, Санкт-Петербург, ул. Стартовая, д. 7А, ОГРН 1037821027144; далее - Таможня) возвратить на расчетный счет Общества 21 118 руб. 39 коп. излишне уплаченных авансовых платежей.
Решением суда первой инстанции от 28.02.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2012, требование Общества удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 28.02.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2012 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. По мнению Таможенного органа, судебные инстанции не учли, что Обществом в нарушение требований статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) к заявлению о возврате излишне уплаченных авансовых платежей от 27.09.2011 не приложило оригиналы платежных поручений, на основании которых уплачивались таможенные платежи. Кроме того, авансовые платежи, внесенные Обществом по платежному документу от 15.10.2008 N 243, зачтены в федеральный бюджет в связи с истечением 3-летнего срока с даты последнего распоряжения об их использовании.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества просил отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на приведенные в отзыве основания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Общество перечислило на счет таможенного органа авансовые платежи в сумме 17 754 000 руб. по платежному поручению от 29.12.2010 N 454, 19 274 320 руб. по платежному поручению от 29.12.2010 N 455, 580 000 руб. по платежному поручению от 15.10.2008 N 243.
01.08.2011 Общество обратилось в таможенный орган с запросом о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счета Таможни за период с 01.10.2008 по 01.08.2011.
Согласно отчету Таможни от 29.08.2011 по состоянию на 19.08.2011 остаток авансовых платежей, внесенных по названным платежным документам, составил 83 518 руб. 39 коп.
27.09.2011 Общество обратилось в таможню с заявлением о возврате остатка неиспользованных авансовых платежей в сумме 53 518 руб. 39 коп. по платежным поручениям от 15.10.2008 N 243, от 29.12.2010 N 455, и с заявлением о возврате 30 000 руб. по платежному поручению от 29.12.2010 N 454 в связи с прекращением обязательств по одному из брокерских договоров.
Названные заявления Таможней возвращены Обществу письмами от 30.09.2011 N 08-17/11132, N 08-17/11114 в соответствии с пунктом 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ по причине не соблюдения установленной формы заявления и не предоставления необходимых документов.
18.11.2011 Общество повторно обратилось в Таможню с заявлением о возврате авансовых платежей в сумме 83 518 руб. 39 коп. по платежным поручениям от 15.10.2008 N 243, от 29.12.2010 N 454, от 29.12.2010 N 455, представив при этом все необходимые документы, запрошенные таможенным органом.
Решениями таможенного органа о возврате денежных средств от 08.12.2011 N 10221000/081211/ВАв-0374/ТС/З и N 10221000/081211/ВАв-0375/-/З Обществу возвращены 62 400 руб. излишне уплаченных авансовых платежей платежными поручениями от 13.12.2011 N 85, от 13.12.2011 N 88.
Однако письмом Таможни от 12.12.2011 N 08-17/14105 Обществу отказано в возврате остатка авансовых платежей в сумме 21 118 руб. 39 коп., уплаченного по платежному поручению от 15.10.2008 N 243 в связи с истечением трехлетнего срока давности, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Закона N 311-ФЗ.
Полагая, что отказ Таможни в возврате остатка авансовых платежей, внесенных платежным поручением от 15.10.2008 N 243, является незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ, в редакции, действовавшей на дату внесении авансовых платежей по платежному поручению от 15.10.2008 N 243), авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 названного Кодекса (пункт 3 статьи 330 ТК РФ).
В силу пункта 5 статьи 330 ТК РФ возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным ТК РФ для возврата таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
Согласно пункту 5 статьи 330 ТК РФ в редакции, действовавшей в период обращения Общества с заявлением о возврате спорных платежей (26.09.2011), возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным названным Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33 ТК РФ), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
В случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков возврат не производится (пункт 9 статьи 355 ТК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мелерзановой Веры Анатольевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Определение КС РФ N 173-О), по своему содержанию нормы, регламентирующие порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, направлены не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяют ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации - далее ГК РФ).
С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17). В связи с этим Таможенный кодекс Российской Федерации действовал в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза (пункт 2 статьи 1, пункт 2 статьи 8 ТК ТС).
В соответствии со статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В данном случае судебные инстанции с учетом названного Определения КС РФ N 173-О и правового режима спорных денежных сумм, установив факт отсутствия пропуска заявителем срока, определенного в пункте 5 статьи 330 ТК РФ, сделали правомерный вывод о том, что Общество вправе обратиться в суд с требованием о возврате авансовых платежей в пределах общего срока исковой давности, установленного в три года (статья 196 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу пункта 9 статьи 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Закон N 311-ФЗ, авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров.
Частью 3 статьи 121 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статьей 122 Закона N 311-ФЗ определен порядок возврата авансовых платежей, а также перечень документов, необходимых для представления в таможенный орган в целях осуществления возврата указанных платежей.
В силу части 1 статьи 122 Закона N 311-ФЗ возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
По истечении указанного срока в соответствии невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат (часть 2 статьи 122 Закона N 311-ФЗ).
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, перечень которых поименован в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
В то же время, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
27.09.2011 Общество обратилось в суд с заявлением об обязании Таможни возвратить спорные авансовые платежи, ссылаясь на статью 122 Закона N 311-ФЗ, и приложив при этом оригиналы платежных поручений от 15.10.2008 N 243 и от 29.12.2010 N 455, а также другие необходимые документы, то есть - с соблюдением трехлетнего срока с момента последнего распоряжения денежными средствами.
При таких обстоятельствах у таможенного органа отсутствовали правовые основания для частичного списания денежных средств в сумме 21 118 руб. 39 коп. в федеральный бюджет, так как спорная сумма таможенных платежей не являлась невостребованной.
Кроме того, судебные инстанции по материалам дела установили, что о наличии суммы неиспользованных авансовых платежей Обществу стало известно 29.08.2011 из представленного Таможней отчета о расходовании денежных средств.
Повторно с заявлением о возврате авансовых платежей Общество обратилось в Таможню 18.11.2011.
Решениями от 08.12.2011 Обществу было отказано в возврате излишне уплаченных авансовых платежей в сумме 21 118 руб. 39 коп. в связи со списанием данной суммы в федеральный бюджет.
18.01.2012 Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд о возврате названной суммы излишне уплаченных платежей, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности, установленного статьей 196 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции правомерно удовлетворили требование заявителя о возврате 21 118 руб. 39 коп. излишне уплаченных авансовых платежей, в связи с чем оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2012 по делу N А56-2067/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Пулковской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.