Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Блиновой Л.В. и Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 29.10.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2012 (судья Радынов С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-369/2012,
установил:
Государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - региональное отделение фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения "Подпорожская центральная районная больница" муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области", место нахождения: 187780, Ленинградская область, Подпорожский район, город Подпорожье, улица Исакова, дом 24, ОГРН 1024701614563 (далее - больница), 24 265 руб. 39 коп. убытков, возникших в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности на основании листков нетрудоспособности, выданных медицинским учреждением с нарушениями.
Решением суда первой инстанции от 02.04.2012 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 31.07.2012 решение суда от 02.04.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе региональное отделение фонда просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить исковые требования, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Податель жалобы не согласен с выводом судов о непредставлении истцом доказательств наличия непосредственной причинно-следственной связи между действия ответчика (больницы) и наступившими убытками.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что региональным отделением фонда проведена плановая проверка состояния экспертизы временной нетрудоспособности и соблюдения больницей порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан. В ходе этой проверки выявлен факт выдачи 11 листков нетрудоспособности Озерским фельдшерско-акушерским пунктом, являющимся структурным подразделением больницы и не имеющим лицензии на осуществление экспертизы временной нетрудоспособности. Региональное отделение фонда пришло к выводу, что эти листки нетрудоспособности, выданные в 2009-2011 годах, выданы с нарушением пункта 2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями (утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514). На основании этого региональное отделение фонда признало выплаченные на основании таких листков страхователям за счет средств Фонда социального страхования пособия в сумме 24 265 руб. 39 коп. убытками, которые подлежат возмещению за счет больницы.
В адрес больницы в сентябре 2011 года направлена претензия с предложением в срок до 01.11.2011 перечислить на расчетный счет отделения 24 265 руб. 39 коп. (листы дела 12 - 14).
В письме от 27.09.2011 N 01-05/1321 (лист дела 58) больница сообщила, что все выявленные в ходе проверки нарушения устранены, с медицинскими работниками проведен повторный инструктаж по организации экспертизы временной нетрудоспособности. Больница в этом письме также указала, что врачи фельдшерско-акушерских пунктов в спорный период занимались вопросами экспертизы временной нетрудоспособности, имея личные сертификаты фельдшеров, такая экспертиза проводилась только в случае крайней необходимости, по причине отдаленности амбулаторий от поликлиники больницы. Суд кассационной инстанции обращает особое внимание на отраженное в названном письме обстоятельство, что список фельдшеров, имеющих право выдачи листков нетрудоспособности, был утвержден в Комитете по здравоохранению Ленинградской области и Фонде социального страхования Российской Федерации. Также следует отметить, что в настоящее время листы временной трудоспособности выдаются только на фельдшерско-акушерских пунктах больницы, имеющих лицензию.
Поскольку претензия была оставлена больницей без удовлетворения, региональное отделение фонда обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков, рассмотренном в рамках настоящего дела.
Суды первой и апелляционной инстанции отказали истцу в удовлетворении заявленного требования, указав на недоказанность его довода о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика по выдаче больничных листов и понесенными истцом убытками в виде выплаченных пособий. Региональное отделение фонда не представило в материалы дела доказательств того, что спорные листки нетрудоспособности выданы при отсутствии каких-либо медицинских показаний (при отсутствии заболеваний граждан). Доказательств нецелевого расходования средств социального страхования материалы дела не содержат. Отсутствие у медицинского учреждения лицензии на осуществление экспертизы временной нетрудоспособности не свидетельствует о необоснованности их выдачи.
В кассационной жалобе региональное отделение фонда утверждает, что в данном случае листки нетрудоспособности выданы лечебным учреждением, не имеющим соответствующей лицензии, то есть необоснованно, поэтому Фонду социального страхования Российской Федерации причинен ущерб в размере, равном сумме выплаченных по этим листкам пособий.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ и вступившей в силу с 01.01.2010, далее - Закон N 255-ФЗ) страховщик имеет право предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности. Таким образом, с 01.01.2010 Фонд социального страхования Российской Федерации вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Судами установлено, что 3 листка нетрудоспособности были оформлены Озерским фельдшерско-акушерским пунктом в период 11.02.2009 по 05.05.2009, то есть по этим листкам страховые случаи наступили до вступления в силу пункта 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ в новой редакции. Следовательно, как обоснованно указали суды, в этой части исковые требования заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 этого Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В силу статьи 49 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с болезнью, увечьем, беременностью, родами, уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно-курортным лечением и в иных случаях производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
Документом, подтверждающим временную нетрудоспособность и служащим основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности, является листок нетрудоспособности (больничный лист), выданный по форме и в порядке, которые установлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Больничные листы выдаются медицинскими учреждениями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, в том числе на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, согласно следующим нормативным актам: пункту 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ; Приложению к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.03.2007 N 172 "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности"; пункту 2 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514.
Предметом настоящего иска является возмещение ущерба, причиненного, как считает региональное отделение фонда, необоснованными действиями Озерского фельдшерско-акушерского пункта, являющегося структурным подразделением больницы, по выдаче больничных листов в период отсутствия у него лицензии.
Взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности. В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Лицо, заявляющее требования о возмещении убытков, должно доказать факт причинения убытков в заявленном размере, противоправное и виновное поведение причинителя убытков, наличие причинной связи между неправомерным поведением ответчика и наступившими последствиями.
В данном случае суды правомерно указали на недоказанность истцом причинной связи между действиями больницы (его структурного подразделения) и наступившим вредом.
Заявленная региональным отделением фонда к взысканию сумма представляет собой сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных страхователям за счет средств обязательного социального страхования на основании выданных Озерским фельдшерско-акушерским пунктом и предъявленных к оплате листков нетрудоспособности; расходы на обязательное социальное страхование по этим листкам нетрудоспособности приняты региональным отделением фондом.
В материалах дела отсутствуют сведения об оспаривании истцом медицинских показаний выдачи спорных листков нетрудоспособности (наличия страхового случая).
Судами установлено, что Озерский фельдшерско-акушерский пункт функционировал в качестве учреждения, созданного для медицинского обслуживания населения на закрепленной за ним территории. При наличии необходимых специалистов и обязанности обеспечить медицинской помощью граждан, обратившихся за ней с подведомственной территории, у этого пункта в спорный период отсутствовала возможность отказать гражданам в предоставлении медицинской помощи. Врач фельдшерско-акушерского пункта имел личный сертификат фельдшера и выдавал листки временной нетрудоспособности в случае крайней необходимости. Администрация больницы в феврале 2009 года проинформировала региональное отделение фонда о получении лицензии на медицинскую деятельность, направила копию этой лицензии, в которой были указаны все структурные подразделения больницы с адресами осуществления медицинской деятельности. В соответствии с пунктом 2 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, был утвержден и согласован список фельдшеров, имеющих право выдачи листков нетрудоспособности. В 2011 году больница предприняла все возможные меры для получения всеми своими фельдшерско-акушерскими пунктами соответствующих лицензий; лицензии были получены на 7 пунктов, остальные фельдшерско-акушерские пункты закрыты. В спорном периоде в связи с территориальной отдаленностью Озерского фельдшерско-акушерского пункта от районного центра (города Подпорожья), а также амбулаторий района, листки нетрудоспособности выдавались фельдшерами с целью обеспечения доступности медицинской помощи гражданам. Фактов отсутствия страховых случаев и вследствие этого необоснованности выдачи листков нетрудоспособности региональным отделением фонда не доказано.
При рассмотрении дела арбитражными судами двух инстанций установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства спора, которым дана надлежащая правовая оценка. Выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам и действующему законодательству. С учетом изложенного основания для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы регионального отделения фонда у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 по делу N А56-369/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.