Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Блиновой Л.В., Журавлевой О.Р.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Мурманской области Кузнецовой М.С. (доверенность от 18.01.2012 N 02-15/00441), от общественной организации взрослых, детей и молодежи "Кировско-Апатитская Федерация шейпинга" Смолко Е.В. (доверенность от 14.05.2012 б/н),
рассмотрев 01.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.04.2012 (судья Муратшаев Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А42-8807/2011,
установил:
Общественная организация взрослых, детей и молодежи "Кировско-Апатитская Федерация шейпинга", место нахождения: 184209, г. Апатиты, ул. Победы, д. 4, ОГРН 1025100001904 (далее - Общественная организация), обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Апатиты от 29.06.2011 N 10 в части доначисления 5 222 руб. налога на прибыль за 2008 год, 85 866 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за I квартал 2008 года, 60 901 руб. НДС за II квартал 2008 года, 38 328 руб. НДС за III квартал 2008 года, 94 472 руб. НДС за IV квартал 2008 года, 78 401 руб. НДС за I квартал 2009 года, 65 114 руб. НДС за II квартал 2009 года, 33 221 руб. НДС за III квартал 2009 года, 89 444 руб. НДС за IV квартал 2009 года, начисления соответствующих сумм пеней и штрафов, взыскания 25 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Определением суда первой инстанции от 11.03.2011 Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Апатиты Мурманской области заменена на ее правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Мурманской области, место нахождения: 184209, г. Апатиты, ул. Строителей, д. 83 (далее - Инспекция).
Решением от 17.04.2012 требования заявителя удовлетворены, с Инспекции взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб.
Постановлением апелляционного суда от 09.07.2012 решение отменено в части взыскания с Инспекции 20 000 руб. судебных расходов, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций, отклонив довод налогового органа о том, что членские взносы являлись платой за предоставленные услуги, не оценили все обстоятельства дела и доказательства в совокупности и взаимосвязи; возврат Общественной организацией членских взносов не соответствует положениям пункта 2 статьи 117 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); суды не исследовали довод Инспекции об отсутствии какого-либо фактического участия членов Общественной организации в ее деятельности.
В отзыве Общественная организация просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общественной организации возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты Общественной организацией налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, по результатам которой вынесено решение о привлечении Общественной организации к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.06.2011 N 10, доначислено 574 822 руб. налогов, начислено 179 353 руб. 47 коп. пеней и 114 964 руб. 40 коп. штрафов.
Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области решением от 15.09.2011 N 520 оставило решение Инспекции без изменения.
Общественная организация частично оспорила решение Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, указав, что вывод Инспекции об осуществлении Общественной организацией предпринимательской деятельности, представляющей собой реализацию услуг по организации и проведению занятий шейпингом, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и не подтвержден доказательствами.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, отметив, что если уставом некоммерческой организации предусмотрено проведение мероприятий для своих членов, то взносы членов некоммерческой организации на ведение ею уставной деятельности не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 247, 248 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль российских организаций признаются полученные доходы (от реализации и внереализационные), уменьшенные на величину произведенных расходов.
В силу пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, в том числе целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.07.2011 N 2902/11 пояснил, что денежные средства относятся к внереализационным доходам только в том случае, если они не подпадают под положения, содержащиеся в статье 251 НК РФ, о целевом финансировании и целевых поступлениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В пункте 2 статьи 146 НК РФ предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ.
Согласно статье 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 НК РФ, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В пункте 3 статьи 39 НК РФ говорится, что не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно пункту 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Суд кассационной инстанции считает несостоятельным и подлежащим отклонению довод жалобы о том, что членские взносы, внесенные физическими лицами, являлись платой за предоставленные услуги, по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
В статье 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) закреплено, что членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
Следовательно, общественные организации характеризуются не только фактом объединения лиц на основании общности их интересов, но также предполагают в качестве основной цели своего существования удовлетворение нематериальных потребностей своих участников.
В уставе Общественной организации предусмотрено, что она является некоммерческой организацией, в которую на добровольных началах на основе общности интересов, демократии и законности входят граждане (физические лица), а также общественные объединения (юридические лица) в целях гармоничного развития личности на основе системы "шейпинг". Членство в ней является добровольным и может быть индивидуальным и коллективным. Прием индивидуальных взрослых членов производится на основании письменного заявления вступающего, коллективных - на основании договора общественного объединения с Общественной организацией или решения руководящего органа общественного объединения, одобренного правлением Общественной организации. Высшим органом является конференция; имущество Общественной организации формируется из взносов, обязанность уплаты которых предусмотрена уставом и определяется Положением о порядке уплаты взносов, утвержденным конференцией.
XIII конференцией утверждено Положение о порядке уплаты членских взносов, введенное в действие с 01.04.2006, согласно которому вступительные взносы вносятся членами при вступлении. Членские взносы платятся ежемесячно, если член Общественной организации участвует в ее текущей работе и посещает шейпинг-залы. Уплатив ежемесячный взнос (единый и неделимый), член выбирает одно физкультурно-оздоровительное направление, представленное на текущий момент в шейпинг-залах Общественной организации и бассейнах, арендуемых для своей деятельности.
Членские взносы принимаются администраторами - кассирами по сбору членских взносов, имеющими с Общественной организацией действующие договор гражданско-правового характера и договор о материальной ответственности. Уплата взносов фиксируется в специальной ведомости строгой отчетности и одновременно - в членском билете члена Общественной организации.
Судами первой и апелляционной инстанций было установлено, что членами Общественной организации собственноручно написаны заявления о приеме, их учет осуществлялся в специальных учетных карточках, каждому члену выданы членские билеты. Членские взносы учитывались в ведомостях уплаты взносов; лица, вносившие взносы, расписывались в ведомостях; оформлялись приходные кассовые ордера. Договоры с физическими лицами на оказание услуг в виде занятий по системе "шейпинг" заявителем не заключались.
Кроме того, как установлено при рассмотрении дела, в проверяемом периоде имущество заявителя формировалось только за счет добровольных членских взносов, что подтверждается ведомостями уплаты взносов, приходными кассовыми ордерами, заявлениями о внесении добровольных членских взносов, справками о получении взносов членов, платежными поручениями, счетами учетных регистров по балансовым счетам 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 86 "Целевое финансирование".
В силу пункта 4.6 устава расходование средств производится в соответствии со сметой на предстоящий год, которая утверждается конференцией. Фактическое использование средств Общественной организации отражается в исполнительной смете за прошедший год, которая также утверждается конференцией.
Так, на XV конференции 20.02.2008 делегаты Общественной организации рассмотрели смету расходования за 2007 год и утвердили смету расходов на 2008 год.
Следовательно, как обоснованно отметил суд первой инстанции, члены Общественной организации осуществляли контроль за поступлением средств и их расходованием; расходование денежных средств осуществлялось в строгом соответствии со сметой и имело целевой характер.
Таким образом, деятельность заявителя не была направлена на получение прибыли, то есть не являлась предпринимательской, а внесенные членские взносы способствовали функционированию некоммерческой организации и достижению уставных целей, заключенных в удовлетворении нематериальных потребностей ее участников.
Надлежащее использование Общественной организацией имущества подтверждается также тем, что по результатам проверки, проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области на предмет соответствия деятельности Общественной организации за 2008 - 2010 года целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, в том числе относительно расходования денежных средств и использования иного имущества, нарушений установлено не было.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии оснований для признания внесенных членских взносов платой за оказание услуг и для необходимости их обложения налогом на прибыль и НДС, поскольку налоговым органом не опровергнуты целевой характер внесения названных сумм, их использование по назначению, не доказана направленность деятельности Общественной организации не на осуществление ее уставных целей, а исключительно на получение прибыли и занятие предпринимательской деятельностью.
Подлежит отклонению довод Инспекции о нарушении законодательства об общественных объединениях в связи с тем, что размер членских взносов зависел от характера направления по системе "шейпинг" и носил дифференцированный характер. Как обоснованно указал апелляционный суд, именно такая система уплаты членских взносов была утверждена органами управления общественной организации, что не является нарушением действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции полагает, что суды первой и апелляционной инстанций обоснованно не приняли довод налогового органа о том, что возврат членских взносов противоречит пункту 2 статьи 117 ГК РФ, закрепляющему, что участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы.
Как следует из материалов дела, внутренними актами Общественной организации предусматривались случаи возврата внесенных членских взносов.
При проведении проверки налоговым органом было установлено 12 случаев возврата членских взносов физическим лицам на основании их заявлений, в которых указывались причины возврата: медицинские показания, отмена занятий, выезд, семейные обстоятельства. Возвраты членских взносов оформляются расходными кассовыми ордерами.
В пункте 2 статьи 26 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.
Согласно статье 6 Закона N 82-ФЗ члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения.
Кроме того, учитывая, что статья 117 ГК РФ не содержит прямого запрета возвратить членский взнос и что в силу пункта 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, суды первой и апелляционной инстанций не допустили неверного истолкования законодательства, признав отсутствие нарушения правовых норм при осуществлении Общественной организацией возврата сумм членских взносов.
Подлежит отклонению ссылка подателя жалобы на то, что судами не исследован довод налогового органа об отсутствии какого-либо фактического участия членов Общественной организации в ее деятельности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Инспекция, утверждая о неучастии членов Общественной организации в ее деятельности, не привела в подтверждение никаких доказательств. Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, свидетелям, допрошенным налоговым органом в ходе проверки, вопросы относительно членства в Общественной организации не задавались.
Доводы жалобы фактически направлены на повторную оценку обстоятельств, ранее установленных судами первой и апелляционной инстанций, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.04.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по делу N А42-8807/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.