Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Сапоткиной Т.И., Рудницкого Г.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ПАРТНЕР-СЕРВИС" Климова И.М. (доверенности от 24.10.2012 N 4),
рассмотрев 25.10.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПАРТНЕР-СЕРВИС" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.08.2012 по делу N А13-3081/2012 (судьи Киров С.А., Парфенюк А.В., Селиванова Ю.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПАРТНЕР-СЕРВИС", место нахождения: 249030, Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, ул. Ленина, д. 76, ОГРН 1034002803009 (далее - ООО "ПАРТНЕР-СЕРВИС", Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к Правительству Вологодской области (далее - Правительство) с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Вологодской области от 13.12.2010 N 1463 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а так же за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2011 год" (далее - Постановление N 1463) в части установленной ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории Вытегорского муниципального района - 5,6% от кадастровой стоимости на участки из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 35:01:0303025, 35:01:0304028, 35:01:0301007, 35:01:0301012, 35:01:0101013, 35:01:0206007.
В обоснование заявленных требований ООО "ПАРТНЕР-СЕРВИС" указало, что приложением 9 оспариваемого постановления установлены ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории Вытегорского муниципального района в процентах от кадастровой стоимости. В данном приложении установлена ставка арендной платы в размере 5,6% от кадастровой стоимости для земельных участков из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. Установление данного размера ставки арендной платы привело к тому, что размер арендной платы 1 кв.м вырос по сравнению с 2010 годом в 110 раз, что является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) и не соответствует принципу экономической обоснованности установления размера арендной платы и несопоставимо с доходностью арендуемых земельных участков. В письменных объяснениях по делу в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Общество дополнительно указало, что оспариваемым постановлением нарушается также принцип предсказуемости расчета арендной платы, принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности. Доходность арендуемых Обществом земельных участков является нулевой, какое-либо экономическое обоснование увеличения размера арендной платы отсутствует как у Правительства, так и в администрации Вытегорского муниципального района.
Определением суда от 14.05.2012 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Вытегорского муниципального района, Вологодская обл., г. Вытегра, пр. Ленина, д. 68 (далее - Комитет).
Прокурор Вологодской области вступил в дело в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ.
Решением суда от 02.08.2012 Постановление N 1463 в части ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории Вытегорского муниципального района - 5,6% от кадастровой стоимости на участки из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 35:01:0303025, 35:01:0304028, 35:01:0301007, 35:01:0301012, 35:01:0101013, 35:01:0206007, признано соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению N 582. В удовлетворении требований Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 25.10.2012 присутствовали представители Общества и Правительства. Представители Общества поддержали доводы жалобы, а представитель Правительства возражал против ее удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Прокурор Вологодской области в отзыве просил оставить без изменения обжалуемое решение. В судебном заседании объявлен перерыв до 01.11.2012.
После перерыва в судебном заседании присутствовал представитель Общества, который поддержал доводы жалобы.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ПАРТНЕР-СЕРВИС" является арендатором семи земельных участков на территории Вытегорского муниципального района с кадастровыми номерами 35:01:0303025:13, 35:01:0304028:31, 35:01:0301007:214, 35:01:0301007:211, 35:01:0301012:54, 35:01:0101013:27, 35:01:0206007:50. Указанные участки являются землями населенных пунктов, предназначенными для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.
Все земельные участки относятся к категории, государственная собственность на которые не разграничена, арендодателем участков является Комитет.
В силу пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в неразграниченной государственной собственности, на территории Вологодской области определяется Правительством.
Постановлением N 1463 на 2011 год установлены ставки арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, в том числе на территории Вытегорского муниципального района на участки из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 35:01:0303025, 35:01:0304028, 35:01:0301007, 35:01:0301012, 35:01:0101013, 35:01:0206007 в размере 5,6% от кадастровой стоимости.
Полагая, что оспариваемое постановление в части установления вышеназванного коэффициента не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, ООО "ПАРТНЕР-СЕРВИС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федеральный закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Постановлением N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, одним из которых является принцип экономической обоснованности, состоящий в том, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующей доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Как установлено судом, постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, которая введена с 01.01.2011. В результате новой государственной кадастровой оценки земли кадастровая стоимость земель рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения в Вытегорском районе увеличилась в 26,45 раз и составила в 2011 году - 59,24 руб. за квадратный метр.
Общество не оспаривает данную кадастровую стоимость земли.
Пунктом 2 Постановления N 1463 установлено, что размер годовой арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, определяется путем умножения установленных настоящим постановлением ставок арендной платы на кадастровую стоимость земельного участка с учетом понижающих коэффициентов, установленных приложениями 1 - 28 к настоящему постановлению.
Суд пришел к выводу, что установленный оспариваемым постановлением понижающий коэффициент является экономически обоснованным, соответствует средним показателям, установленным в муниципальных районах Вологодской области. При этом суд принял во внимание стоимость сопоставимых земельных участков, на которые право аренды приобретается по результатам торгов.
Кассационная инстанция считает, что данный вывод суда недостаточно обоснован.
Орган государственной власти субъекта, принявший оспариваемый акт, должен представить доказательства, послужившие основанием для его принятия, его законности, в данном случае, его соответствия принципу экономической обоснованности.
Дифференциация ставок арендной платы возможна по критериям, определяющим экономическую характеристику той или иной категории земельных участков.
Как следует из приложений к Постановлению N 1463, ставки арендной платы для сравнимых земельных участков в разных муниципальных районах имеют значения от 0,01 до 5,6%. При этом в материалах дела нет обоснования, в зависимости от каких факторов, влияющих на уровень доходности земель, установлены данные ставки. В деле нет сравнительного анализа, насколько ставки арендной платы соответствуют средним показателям, установленным в муниципальных районах Вологодской области.
Суд принял во внимание информацию Комитета о том, что при подготовке проекта оспариваемого постановления и предложения по ставкам арендной платы учитывалась рыночная и продажная стоимость земельных участков, складывающаяся в результате торгов, проходивших на территории Вытегорского муниципального района. Из материалов дела следует, что по результатам торгов на право заключения договора аренды по земельным участкам, сравнимых с земельными участками заявителя, продажная цена увеличивалась более чем в 10 раз, в то время как размер арендной платы у Общества - в 110 раз в сравнении с 2010 годом.
При этом увеличение размера арендной платы за арендуемые Обществом участки произошло, в том числе вследствие установления оспариваемого значения расчетного коэффициента.
Данное соотношение не позволяет сделать вывод о том, что применение спорного коэффициента экономически обоснованно и соответствует ценности таких земельных участков.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11.05.2004 N 209-О, при отсутствии в Российской Федерации единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы при рассмотрении споров должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при принятии соответствующего нормативного акта, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основании многофакторного анализа и оценки характеристик земельных участков.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать материалы дела, предложить Правительству представить экономическое обоснование дифференциации величины расчетных коэффициентов, с учетом установленных обстоятельств разрешить спор, распределить расходы по госпошлине, в том числе по кассационной жалобе.
Поскольку при подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в большем размере, чем установлено статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, ему надлежит возвратить из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.08.2012 по делу N А13-3081/2012 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ПАРТНЕР-СЕРВИС" (место нахождения: 249030, Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, ул. Ленина, д. 76, ОГРН 1034002803009, ИНН 4003014739) из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе по платежному поручению от 15.08.2012 N 601.
Председательствующий |
М.В. Захарова |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.