Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Корпусовой О.А., Морозовой Н.А.,
при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе Санкт-Петербурга Асфандеровой Е.А. (доверенность от 01.10.2012 N 06-12/60), от общества с ограниченной ответственностью "Галерея СПБ" Коноваловой О.О. (доверенность от 07.11.2012 б/н),
рассмотрев 07.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2012 (судьи Горбачева О.В., Загараева Л.П., Семиглазов В.А.) по делу N А56-10287/2012,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе Санкт-Петербурга (далее - Управление ПФР) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Галерея СПБ" (местонахождение: 198303, Санкт-Петербург, пр. Ленинский, д. 110, корп. 1, лит. "Б", пом. 53Н; ОГРН 5067847279968, далее - Общество) 28 016 руб. 10 коп. штрафа за предоставление неполных (недостоверных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФ РФ).
Решением суда первой инстанции от 27.03.2012 заявленные Управлением ПФР требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 24.08.2012 решение суда от 27.03.2012 отменено. В удовлетворении требований отказано. Взыскано с Управления ПФР в пользу Общества 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в апелляционном суде.
В кассационной жалобе Управление ПФР, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление апелляционного суда, а решение суда первой инстанции оставить без изменения.
По мнению подателя жалобы, ошибочен вывод апелляционного суда о возможности Управлением ПФР принять решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц. Управление ПФР полагает, что страхователю направлялось уведомление об устранении расхождений, о чем указано в акте камеральной проверки, что не противоречит пункту 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н).
В судебном заседании представитель Управления ПФР поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом в Управление ПФР в установленный законом срок представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год.
При проведении камеральной проверки представленных Обществом сведений было установлено, что суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, указанных в описи АДВ-6-2 за календарный 2010 год не соответствуют суммам разницы начисленных и уплаченных страховых взносов, указанных в РСВ-1 за 12 месяцев и 6 месяцев 2010 года.
По результатам камеральной проверки Управлением составлен акт камеральной проверки от 25.05.2011 N 613, согласно которому сделан вывод о привлечении Общества к ответственности в виде штрафа в размере 10% причитающихся за расчетный (отчетный) период платежей в ПФР, и предложено в срок не позднее 16.06.2011 устранить ошибки и представить исправленные сведения за 2010 год.
25.05.2011 составлено уведомление о вызове страхователя на 29.06.2011 в 11-00 для рассмотрения акта проверки и других материалов о привлечении к ответственности. Акт и уведомление 26.05.2011 направлены Обществу почтовой корреспонденцией.
Решением от 29.06.2011 N 494 Общество привлечено к ответственности за предоставление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде 28 016 руб. 10 коп. штрафа.
В адрес Общества 29.07.2011 направлено требование N 1952 с предложением в добровольном порядке произвести уплату санкций в срок до 30.08.2011.
Поскольку Обществом в добровольном порядке санкции не уплатило, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Управления.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, установил наличие безусловных оснований для отмены оспариваемого судебного акта, поскольку решение от 27.03.2012 принято в порядке упрощенного производства без наличия условий, определенных статьями 226 и 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) согласия сторон, без назначения даты судебного заседания и вызова сторон и рассмотрел дело заново.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи представляют в органы ПФ РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения на застрахованных лиц необходимо представить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Данная норма действует с 01.01.2011, в связи с вступлением в силу изменений в пункт 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Применяя данное правило, страхователи представляют сведения за 2010 год в органы ПФ РФ не позднее 15.02.2011.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ.
Взыскание указанной суммы производится органами ПФ РФ в судебном порядке.
В соответствии с абзацем первым статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Согласно абзацу третьему статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что названные органы проводят, в частности, камеральные проверки плательщиков страховых взносов.
Как установил апелляционный суд и следует из материалов дела, в качестве объективной стороны состава правонарушения Обществу вменено представление недостоверных сведений за 2010 год в системе обязательного пенсионного страхования. Основанием для признания представленных Обществом сведений недостоверными послужило расхождение данных в сумме страховых взносов за 2010 год, указанных Обществом в ведомости уплаты по форме АДВ-6-2 и формах РСВ-1 за 6 месяцев и 2010 год.
Из акта проверки от 25.05.2011 N 613, решения от 29.06.2011 N 494 усматривается, что ни в описательной, ни в мотивировочной частях не изложены обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ: не указано, в чем именно выразилась недостоверность представленных сведений.
Привлекая Общество к ответственности в виде штрафа за представление недостоверных сведений за 2010 год в системе обязательного пенсионного страхования, в описательной части оспариваемого решения фонд указал только о факте представления недостоверных индивидуальных сведений (Суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, указанных в описи АДВ-6-2 за календарный 2010 год не соответствует суммам разницы начисленных и уплаченных страховых взносов, указанных в РСВ-1 за 12 месяцев и 6 месяцев 2010 года).
Ссылки на уведомления об ошибках и расхождениях со сроком исправления, протоколы проверки файлов, протоколы приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета в акте и решении отсутствуют, так же как и сами данные документы.
При этом, как установил апелляционный суд, в ходе камеральной проверки Управлением не устанавливалась сумма фактически уплаченных страховых взносов за 2010 согласно данным ПФ РФ и соотношение данных сумм с указанными в АДВ-6-2, РСВ-1. Указанные обстоятельства так же не отражены ни в акте камеральной проверки, ни в решении. Формой отчетности за недостоверность сведений в которой может налагаться штраф, является АДВ-6-2. Управлением при вынесении решения не установлен факт несоответствия сведений в АДВ-6-2. Данное обстоятельство установлено только после принятия решения Управлением ПФР при представлении уточненных данных Обществом.
В пункте 41 Инструкции N 987н указано, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Проанализировав содержание приведенных положений законодательства, судебные инстанции сделали мотивированный вывод о том, что при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок, а затем может с соблюдением установленной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе представленные Обществом в Управление уточненные сведения (формы РСВ-1 и АДВ-6-2), были приняты без замечаний. Апелляционный суд установил, что представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержали недочеты, ошибки, впоследствии исправленные Обществом (04.07.2011), которые не могут быть расценены как недостоверные сведения.
Следовательно, у Управления ПФР отсутствовали основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79, следует, что сумма штрафа исчисляется не от причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены, либо представлены неполные и недостоверные.
Поэтому апелляционный суд обоснованно посчитал, что Управлением ПФР не доказан размер начисленной суммы санкций, предъявленных к взысканию по настоящему делу, поскольку расчет штрафа произведен не от суммы платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых были представлены недостоверные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, а от суммы платежей за отчетный период.
Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства дела установлены апелляционным судом в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы Управления не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2012 по делу N А56-10287/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
О.А. Корпусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.