Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Корпусовой О.А.,
рассмотрев 14.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.04.2012 (судья Александрович Е.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 (судьи Дмитриева И.А., Абакумова И.Д., Сомова Е.А.) по делу N А26-2076/2012,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 32 "Росинка" комбинированного вида города Олонца, место нахождения: Республика Карелия, Олонецкий район, город Олонец, ул. Школьная, д. 23, лит. А, ОГРН 1021001027080 (далее - Учреждение) о взыскании штрафа на основании статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное представление декларации по земельному налогу за 2010 год в сумме 1 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 11.04.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.07.2012, заявление налогового органа удовлетворено частично. С налогоплательщика в доход бюджета взысканы штрафные санкции в сумме 100 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования полностью, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Податель жалобы полагает, что минимальная сумма санкции, предусмотренная статьей 119 НК РФ, не подлежит уменьшению в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение представило в Инспекцию декларацию по земельному налогу за 2010 год с нарушением установленного срока - 03 февраля 2011 года, при сроке представления 01 февраля 2011 года. Сумма начисленного к уплате земельного налога составила 3 182 руб.
Налоговое правонарушение зафиксировано в акте от 17.05.2011 N 69536/796, который получен Учреждением. Ответчик представил в Инспекцию пояснения по акту проверки, в которых не возражал относительно фактических обстоятельств, изложенных в акте, и просил снизить размер подлежащей взысканию финансовой санкции в связи с наличием смягчающих обстоятельств: незначительного периода просрочки, финансирования из бюджета и отсутствием статей расходов для уплаты финансовых санкций.
Решением Инспекции от 23.06.2011 N 4579/1006, утвержденным решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 10.08.2011 N 07-08/07684, Учреждение привлечено к налоговой ответственности за несвоевременное представление декларации по земельному налогу за 2010 год по статье 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 000 руб.
При рассмотрении материалов проверки Инспекция пришла к выводу о невозможности снижения суммы штрафа в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, поскольку взыскиваемый размер штрафа (1 000 руб.) является минимальным и дальнейшему уменьшению не подлежит.
Требованием от 16.08.2011 N 1044 Учреждению предложено уплатить штрафные санкции в добровольном порядке в срок до 05.09.2011.
Неуплата штрафных санкций явилась основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявление, суды, установив наличие смягчающих ответственность обстоятельств, уменьшили размер штрафа до 100 руб.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 3 статьи 398 НК РФ декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из материалов дела следует, что Учреждением декларация по земельному налогу за 2010 год представлена в Инспекцию 03.02.2011, в то время, как крайний срок ее представления согласно налоговому законодательству - 01.02.2011.
Статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что налогоплательщик обоснованно привлечен к ответственности по статье 119 НК РФ, доказаны его вина и состав правонарушения.
Вместе с тем в пункте 3 статьи 114 НК РФ предусмотрена возможность снижения размера штрафов, налагаемых за совершение правонарушений, при наличии смягчающих ответственность обстоятельств. В названном пункте указано, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность. При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации и статьи 3 НК РФ требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или уполномоченным органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении финансовых санкций (пункт 4 статьи 112 НК РФ).
Следовательно, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства суд или уполномоченный орган, рассматривающий дело, вправе уменьшить размер штрафа, предусмотренный статьей 119 НК РФ, не меньше, чем в два раза.
В данном случае судами установлено, что Инспекция в ходе рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки не учла обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.
Приняв во внимание фактические обстоятельства дела (незначительный пропуск срока представления декларации; явную несоразмерность подлежащего уплате штрафа тяжести совершенного правонарушения; совершение правонарушения неумышленно), суды, исходя из предоставленного им подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 4 статьи 112 НК РФ права, снизили размер штрафа до 100 руб.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при принятии обжалуемых судебных актов, и не свидетельствуют о неправильном применении норм действующего законодательства. При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется оснований для удовлетворения жалобы Инспекции и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.04.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 по делу N А26-2076/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.