Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Корпусовой О.А.,
при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга Прошина А.Н. (по доверенности от 03.08.2012 N 02-02/117),
рассмотрев 14.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.03.2012 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-3359/2012,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, Глинки ул., д. 8, Л. А, ОГРН 1027810318425 (далее - Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Военному комиссариату города Санкт-Петербург, место нахождения: 190121, Санкт-Петербург, Английский пр., д. 8, ОГРН 1037863008083 (далее - Комиссариат) о взыскании 22 080,69 руб. пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов за 1 квартал 2011 года.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 09.07.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неверное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные требования Фонда. По мнению подателя жалобы, начисление пеней произведено законно и обоснованно, поскольку неверное указание кода бюджетной классификации (далее - КБК) свидетельствует о неисполнении обязанности по уплате страховых взносов.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Комиссариат извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление, установив наличие задолженности у Комиссариата по уплате страховых взносов за 1 квартал 2011 года, направило в его адрес требование об уплате недоимки и пеней от 28.06.2011 N 08801140327407 в сумме 194 588,92 руб.
Страхователь представил 11.08.2011 в Фонд корректирующую форму РСВ-1, в связи с чем заявителем выставлено уточненное требование от 12.08.2011 N 08801140407186 об уплате пеней в размере 22 080,69 руб. в срок до 08.09.2011.
Не исполнение в добровольном порядке указанного требования послужило основанием для обращения Управления в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на отсутствие законных оснований для начисления пеней при наличии переплаты.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Комиссариат в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ относится к плательщикам страховых взносов и обязан уплачивать страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок исчисления, уплаты и сроки уплаты страховых взносов с 01.01.2010 регулируются статьей 15 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями как денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными указанным Законом сроки.
Из материалов дела следует, что Управлением начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть пенсии за 1 квартал 2011 года за период с 16.02.2011 по 12.08.2011 в сумме 22 080,69 руб.
Вместе с тем судами установлено, что по состоянию на 31.12.2010 у Комиссариата имелась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 3 146 113 руб. 48 коп., а также по единому социальному налогу в сумме 3 393 647 руб. 58 коп.
Доводов, опровергающих выводы судов о наличии у Комиссариата переплаты в указанном размере, кассационная жалоба не содержит. Не опровергнут данный факт Управлением и в ходе судебного заседания.
Согласно подпункту 4 пункта 6 статьи 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что, несмотря на указание страхователем неправильного КБК в платежных поручениях, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в полном объеме поступили на счет соответствующего органа Пенсионного фонда. В такой ситуации факт неправильного указания КБК не может явиться основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной.
При этом суд апелляционной инстанции верно указал, что несмотря на то, что Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен порядок уточнения платежа при неверном указании кода бюджетной классификации (КБК), согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с Комиссариата пеней в размере 22 080,69 руб., в связи с чем судебные акты не подлежат отмене.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.03.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по делу N А56-3359/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.