Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Ломакина С.А., Серовой В.К.,
при участии от открытого акционерного общества "Водотеплоснаб" Посудиной Ю.К. (доверенность от 17.07.2012 N 34/Д), Дмитриевой Е.В. (доверенность от 12.03.2012 N 15/Д), Катаева О.А. (доверенность от 24.10.2012), от Комитета по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области Власова А.А. (доверенность от 26.10.2011 N 2-6-1258/11-0),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Водотеплоснаб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2012 по делу N А56-25184/2012 (судьи Трохова М.В., Буткевич Л.Ю., Синицына Е.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Водотеплоснаб" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействующим с момента его принятия приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области (далее - Комитет) от 10.11.2011 N 132-п "О внесении изменений в приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 26.11.2010 N 203-п "Об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод потребителям Ленинградской области в 2011 году".
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (далее - Администрация).
Решением от 10.08.2012 приказ Комитета от 10.11.2011 N 132-П в части дополнения словами "кроме муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" слов "техническая вода" (абзац 3 пункта 8 приложения 1 к приказу Комитета от 26.11.2010 N 203) признан недействующим как несоответствующий статьям 13, 14 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пункту 2.1 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 12.11.2004 N 255. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм права, просит отменить решение от 10.08.2012 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить кассационную жалобу Общества без удовлетворения, полагая ее необоснованной.
В судебном заседании представители ОАО "Водотеплоснаб" подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета просил оставить решение от 10.08.2012 без изменения, полагая его правомерным.
Администрация о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, приказом от 26.11.2010 N 203-п установлены тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения потребителям Ленинградской области и тарифы на товары и услуги организаций, оказывающих услуги в сфере водоотведения и очистке сточных вод на 2011 год (приложения N 1 и 2). Приказом от 10.11.2011 N 132-п Комитет внес изменения в приложения N 1 и 2 приказа от 26.11.2010 N 203-п, дополнив наименование раздела "Муниципальное образование "Всеволожский муниципальный район" словами "кроме муниципального образования "Морозовское городское поселение" и распространил действие изменений на период с 01.01.2011 по 31.12.2011. Считая, что приказ Комитета от 10.11.2011 N 132-п не соответствует статьям 13, 14 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), пункту 2.1 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 12.11.2004 N 255, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку оспариваемым приказом внесены изменения в приказ об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод неопределенному кругу лиц, приказ содержит предписания обязательного характера и рассчитан на неоднократное применение, данный приказ является нормативным правовым актом и в соответствии со статьей 29 АПК РФ отнесен к подведомственности арбитражных судов.
Общество является организацией коммунального комплекса. Тарифы на товары и услуги организацией коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод подлежат регулированию. Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, включающее согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации, осуществляется Комитетом (пункт 1.1 Положения о Комитете).
Как следует из материалов дела, Общество письмом от 26.05.2010 N 1532 направило в Комитет на согласование три производственные программы на 2011 год: в сфере водоснабжения (озерная вода); в сфере водоснабжения (вода хоз. питьевая); в сфере водоотведения и очистки сточных вод, а также обосновывающие материалы для установления тарифов. По завершении проверки обоснованности представленных Обществом расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации производственных программ и соответствующих этим потребностям тарифов Комитет согласовал производственные программы и приказом от 26.11.2010 N 203-п установил Обществу соответствующие тарифы.
Из анализа представленных сторонами доказательств следует, что производственные программы Общества в сфере водоснабжения (вода хоз. питьевая) и в сфере водоотведения не включали в себя объемы услуг, оказываемых при эксплуатации комплекса объектов водопроводно-канализационного хозяйства, обеспечивающего питьевое водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования "Морозовское городское поселение". Суд установил, что право владения и пользования указанным комплексом возникло у Общества после того, как оно 26.09.2011 заключило с закрытым акционерным обществом "Морозовский энергетический комплекс" договор аренды имущества N 1/09-11-А и приступило с 01.10.2011 на основании данного договора к оказанию услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям названного городского поселения. Расчеты финансовых потребностей Общества для реализации согласованных с Комитетом производственных программ не учитывали полученный в аренду комплекс объектов водопроводно-канализационного хозяйства в муниципальном образовании "Морозовское городское поселение" с расшифровкой затрат по видам деятельности.
Применение при расчетах с потребителями муниципального образования "Морозовское городское поселение" за оказанные услуги по питьевому водоснабжению и водоотведению установленных Обществу приказом Комитета от 26.11.2010 N 203-п тарифов без учета изменений условий деятельности Общества обоснованно признано судом приводящим к нарушению принципа доступности для потребителей услуг Общества, а также к превышению предельного индекса максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году (по расчетам Комитета от 124,91% до 132,37%). Приказом Комитета от 15.10.2010 N 158-п в 2011 году установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 115%.
Поскольку Общество не представило в Комитет документы, необходимые для установления тарифа на оказываемые услуги по питьевому водоснабжению и водоотведению потребителям муниципального образования "Морозовское городское поселение" Комитет оспариваемым приказом обоснованно исключил возможность применения установленных Обществу ранее (26.11.2010) тарифов для расчетов с потребителями.
Распространение действия принятых приказом от 10.11.2011 N 132-п изменений на период с 01.01.2011 является обоснованным, поскольку действовавшие с 01.01.2011 тарифы изначально не учитывали затраты по расположенному на территории муниципального образования "Морозовское городское поселение" водопроводно-канализационному комплексу.
При таком положении, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, способных привести к принятию неправильного решения, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2012 по делу N А56-25184/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Водотеплоснаб" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.