Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кравченко Т.В., Старченковой В.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Сбербанк России" Алексеева А.В. (доверенность от 03.02.2011) и Бусловича В.В. (доверенность от 22.08.2012),
рассмотрев 13.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сбербанк России" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2012 (судья Гарист С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Сомова Е.А.) по делу N А26-947/2012,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске, место нахождения: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Лыжная ул., д. 2Б (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о понуждении открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий Сберегательный банк России" в лице Карельского отделения N 8628, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Антикайнена, д. 2 (далее - Банк), принять и исполнить инкассовые поручения от 14.11.2011.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление" (далее - Общество) и открытое акционерное общества "Сбербанк России".
Решением от 04.04.2012 суд признал незаконными действия Банка по возврату без исполнения инкассовых поручений от 14.11.2011 N 00900170073133, 00900170073134, 00900170073135, 00900170073136, 00900170073137, 00900170073138, 00900170073139, 00900170073140 на списание и перечисление со счета Общества в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пеней за несвоевременную их уплату в размере 145 015 руб. 79 коп. и обязал Банк принять к исполнению инкассовые поручения Управления от 14.11.2011 N 00900170073133, 00900170073134, 00900170073135, 00900170073136, 00900170073137, 00900170073138, 00900170073139, 00900170073140.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.07.2012 решение от 04.04.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Банк просит отменить решение и постановление и вынести новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Банк ссылается на то, что у него отсутствовали правовые основания для исполнения инкассовых поручений на списание со счета Общества задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, поскольку Банк не имел возможности идентифицировать платеж. Банк полагает, что правомерно не принял к списанию задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Податель жалобы считает, что Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность рассмотрения в рамках арбитражного процесса дела о признании незаконными действий коммерческого банка и обязании его исполнить определенные действия (принять и исполнить инкассовые поручения).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 03.03.2011 Арбитражным судом Республики Карелия принято к производству заявление о признании несостоятельным (банкротом) Общества.
Определением суда от 29.04.2011 по делу N А26-11060/2010 в отношении Общества введена процедура наблюдения.
Решением от 28.09.2011 Общество признано банкротом, в отношении его открыто конкурсное производство.
Управлением в адрес Общества выставлено требование от 01.11.2011 N 00900140044617 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 9 месяцев 2011 года в сумме 145 015 руб. 79 коп. в срок до 12.11.2011.
Из данного требования следует, что на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) Общество должно уплатить недоимку по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации (107 646 руб.), на обязательное медицинское страхование (30 500 руб.), пени на недоимку по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации (5294 руб. 28 коп.), пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (1079 руб. 27 коп.), пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (496 руб. 24 коп.) Требование должно быть исполнено в срок до 12.11.2011.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке Управлением принято решение от 14.11.2011 N 009 001 11ВД 00 17451 о взыскании страховых взносов и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, и выставлены инкассовые поручения N 00900170073133, 00900170073134, 00900170073135, 00900170073136, 00900170073137, 00900170073138, 00900170073139, 00900170073140 на общую сумму 145 015 руб. 79 коп.
Банк, получивший 17.11.2011 указанные инкассовые поручения, возвратил их без исполнения на том основании, что поскольку должник находится в процедуре конкурсного производства, то в инкассовых поручениях должна быть указана дата окончания налогового периода в целях идентификации платежа как текущего.
Считая действия Банка по возврату инкассовых поручений незаконными, Управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции посчитал, что выставленные Управлением инкассовые поручения содержат все необходимые реквизиты, позволяющие определить, что данные платежи являются текущими, и удовлетворил заявление Управления.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы
В силу пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве в целях названного Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам и санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление N 25), датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
В силу статьи 10 Закона N 212-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В силу пункта 9 Постановления N 25 если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего.
Как следует из материалов дела, спорная недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование образовалась за девять месяцев 2011 года - после принятия заявления о признании должника банкротом.
Таким образом, задолженность за девять месяцев 2011 года, предъявленная к взысканию в составе оспариваемых инкассовых поручений, является текущей.
Суд кассационной инстанции считает, что суды правомерно отклонили доводы Банка о том, что в инкассовых поручениях отсутствуют сведения, позволяющие отнести платежи к текущим.
Пунктом 12 Постановления N 25 определено, что, поскольку с момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам, налоговый орган, выполняя это предписание Закона о банкротстве, а также требования пункта 2 статьи 854 ГК РФ, обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода и срок уплаты налога).
В инкассовых поручениях содержится исчерпывающая информация, позволяющая отнести спорные платежи к текущим, поскольку в них указана дата окончания отчетного периода (статья 10 Закона N 212-ФЗ) и срок уплаты взноса. Кроме того, в назначении платежа имеется ссылка на текущие платежи.
Из пунктов 5, 6, 8 - 10 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденных Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н, следует, что:
- указание в поле 106 показателя "ТР" означает погашение задолженности по требованию налогового органа,
- указание в поле 107 показателя "11.11.2011" во взаимосвязи с показателем поля 106 означает срок уплаты, установленный в требовании Управления об уплате страховых взносов и пеней;
- указание в поле 109 показателя "01.11.2011" означает дату требования Управления.
Кроме того, инкассовые поручения в соответствии в поле "Назначение платежа" содержат дополнительную информацию, необходимую для идентификации назначения платежа: "Начато производство о несостоятельности 03.03.2011, "платеж текущий", окончание отчетного периода 30.09.2011".
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу, что представленные в Банк инкассовые поручения содержали сведения, позволяющие достоверно установить, являются ли спорные платежи текущими, в связи с чем у Банка отсутствовали основания для возвращения инкассовых поручений.
При таких обстоятельствах заявление Управления правомерно удовлетворено.
Доводы Банка о том, что указанное требование не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, основано на неправильном толковании норм права.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 по делу N А26-947/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сбербанк России" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Т.В. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.