Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Международное Сотрудничество" Баева А.С. (доверенность от 13.02.2012), от Комитета по градостроительству и архитектуре правительства Санкт-Петербурга Курганова С.В. (доверенность от 22.12.2011 N 1-4-79396/юр-2), от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга" Винокуровой И.В. (доверенность от 06.02.2012 N 9), от Комитета финансов Санкт-Петербурга Нама Е.В. (доверенность от 15.12.2011 N 01-02/3436),
рассмотрев 07.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Международное Сотрудничество" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2012 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А56-68294/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Международное Сотрудничество", место нахождения: 191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 55, ОГРН 1077847401180 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2, ОГРН 1037843022524 (далее - КГА), оформленного письмом от 13.09.2011 N 1-4-54857/2, в разработке документации по планировке территории, включающей земельные участки, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, пос. Петро-Славянка, территория предприятия "Ленсоветовское", N 50 (кадастровый номер 78:37:17819Г:14); N 146 (кадастровый номер 78:37:17819Г:6); N 147 (кадастровый номер 78:37:17819Г:17); N 148 (кадастровый номер 78:37:17819Г:10); N 149 (кадастровый номер 78:37:17819Г:11), а также об обязании КГА подготовить указанную документацию путем включения в Тематический план по разработке градостроительной документации, выполняемой Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга", место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1/3, ОГРН 1047855174685 (далее - Учреждение).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Учреждение и Комитет финансов Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 16, ОГРН 1027810256352 (далее - Комитет).
Решением от 22.02.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.06.2012, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, заявление удовлетворить.
Как указывает податель жалобы, суды не рассмотрели заявление по существу и не установили компетенцию КГА; действующим законодательством обязанность подготовить документацию по планировке территории возложена на КГА; Общество заинтересовано в установлении внутриквартальных проездов, которые определяются посредством установления красных линий, что входит в компетенцию государственных органов.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители КГА, Учреждения и Комитета против удовлетворения жалобы возражали.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельных участков, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пос. Петро-Славянка, территория Предприятия "Ленсоветовское", N 50 площадью 152 487 кв.м с кадастровым номером 78:37:17819Г:14; N 146 площадью 93 386 кв.м с кадастровым номером 78:37:17819Г:6; N 147 площадью 45 357 кв.м с кадастровым номером 78:37:17819Г:17; N 148 площадью 26 048 кв.м с кадастровым номером 78:37:17819Г:10; N 149 площадью 30 897 кв.м с кадастровым номером 78:37:17819Г:11 (свидетельства о государственной регистрации права от 02.06.2009 серии 78-АД N 113522, 113518, 113517, 113519, 113516).
Земельные участки относятся к землям населенных пунктов для сельскохозяйственного использования.
Общество обратилось в КГА с заявлением от 30.09.2010 N 039-064, в котором просило включить разработку документации по планировке территории, в которую входят названные земельные участки, в Тематический план по разработке градостроительной документации на 2011 год; подготовить названную документацию самостоятельно или на основании государственного контракта.
Ранее, 01.09.2011, Общество также обращалось в КГА с аналогичным заявлением с уточнением периода подготовки документации - в 2011 - 2012 годах.
КГА письмом от 13.09.2011 N 1-4-54857/2 сообщил, что в настоящее время документация по планировке территории не разрабатывается; работы, предусмотренные Тематическим планом, осуществляются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на очередной финансовый год, однако соответствующие расходы в бюджете на очередной финансовый год не предусмотрены; испрашиваемая территория не относится к территории, документация по которой должна подготавливаться в первоочередном порядке исходя из задач, определенных документами о социально-экономическом развитии Санкт-Петербурга; предложил Обществу самостоятельно осуществить разработку документации по планировке территории.
Общество, считая, что действия КГА, выразившиеся в отказе в удовлетворении заявления, незаконны; обязанность принять решение, обеспечив подготовку соответствующей документации, градостроительным законодательством и правовыми актами Санкт-Петербурга возложена на КГА, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды пришли к выводу об отсутствии совокупности обстоятельств для признания оспариваемого отказа незаконным и отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, указанного в части 8.1 данной статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Согласно части 1 статьи 63 ГрК РФ градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге регулируется названным Кодексом с учетом особенностей, установленных данной статьей.
В случае если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 названного Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (часть 2 статьи 63 ГрК РФ).
В силу пунктов 12 и 13 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2009 N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" к полномочиям правительства Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга относится в том числе принятие решений о подготовке документации по планировке территории Санкт-Петербурга и утверждение документации по планировке территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 3.4 - 3 Положения о Комитете по градостроительству и архитектуре, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1679, КГА принимает решения о подготовке документации по планировке территорий.
В соответствии с пунктом 2.5 постановления правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 N 596 "Об утверждении положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территории", если разработка документации по планировке территории производится по заказу органов государственной власти Санкт-Петербурга либо по заказу федеральных органов государственной власти, то ее финансирование осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, за счет средств федерального бюджета соответственно; в случае если разработка документации по планировке территории производится на основании обращений физических и юридических лиц, финансирование разработки документации по планировке территории осуществляется за счет средств физических и юридических лиц - разработчиков документации по планировке.
Разделом 2 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений Комитета по градостроительству и архитектуре и государственного учреждения "Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности" по вопросам подготовки документации по планировке территории, утвержденного приказом КГА от 02.10.2009 N 154, определен порядок принятия решения о подготовке документации по планировке территории, в том числе требования к форме заявления и составу документов.
Суды обоснованно указали на то, что ни законом, ни иными правовыми актами не предусмотрена необходимость совершения КГА действий, связанных с подготовкой интересующей истца документации в 2011 - 2012 годах, и на недоказанность Обществом нарушения его прав отсутствием такой документации.
Материалы дела не содержат доказательств соблюдения Обществом требований к форме заявления и составу документов для принятия решения КГА о подготовке документации по планировке территории
При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция находит выводы судов об отказе в удовлетворении заявления правильными.
Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не содержат достаточного обоснования возложения на КГА в судебном порядке обязанности обеспечить подготовку соответствующей документации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи с чем данные судебные акты должны быть оставлены в силе.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В информационном письме от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
С учетом приведенных норм Обществу надлежит возвратить из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 по делу N А56-68294/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Международное Сотрудничество" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Международное Сотрудничество" из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной по платежному поручению от 07.06.2012 N 31 государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.