Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Жуковой В.В. (доверенность от 10.08.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.05.2012 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2012 (судьи Горбик В.М., Барканова Я.В., Серикова И.А.) по делу N А26-1670/2012,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ареал", место нахождения: 186870, Республика Карелия, город Суоярви, улица Тикиляйнена, дом 9а, ОГРН 1021001061674 (далее - Общество), о взыскании 354 004 руб. ущерба, причиненного лесам.
Решением суда от 15.05.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2012, в удовлетворении иска Министерству отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, введенным в действие Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ, договора аренды участка лесного фонда от 24.10.2008 N 738 между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (правопредшественником Министерства; арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 20.11.2008 N 10-з, согласно которому Обществу предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 49 377 га с кадастровым номером 10:16:00 00 00:0010, расположенный в центральной и южной частях Суоярвского кадастрового района на территории Суоярвского центрального лесничества, в том числе в Толвоярвском участковом лесничестве, для использования в целях заготовки древесины.
Общество на основании лесной декларации от 12.10.2011 в период с 22.10.2011 по 21.10.2012 осуществляло заготовку древесины в квартале 79, выдел 14, делянка 1 Толвоярвского участкового лесничества.
07.11.2011 должностными лицами Толвоярвского участкового лесничества проведана проверка качества отвода делянки 1 в квартале 79 выдел 14 Толвоярвского участкового лесничества, о чем составлен акт проверки качества и таксации лесосек от 07.11.2011. В акте отражено, что внутри лесосеки имеется водоем, вокруг которого ограничена неэксплуатационная площадь шириной 15 - 30 метров; ширина берегозащитной полосы вокруг водоема 15 - 30 метров. В этом же акте зафиксировано, что при отводе лесосеки не по всему периметру водоема соблюдена ширина прибрежной защитной полосы, а также содержится предложение определить размер незаконной рубки деревьев в берегозащитной полосе вокруг водоема и составить протокол о лесонарушении с предъявлением ущерба Обществу.
По результатам проверки лесничим Толвоярвского участкового лесничества в отношении Общества составлен протокол о лесонарушении от 15.11.2011 N 44, в котором указано на незаконную рубку деревьев на особо защитных участках леса - в берегозащитной полосе вокруг водного объекта. Сумма ущерба, причиненного незаконной рубкой деревьев, оценена в 354 004 руб.
Обществу направлено претензионное письмо от 18.11.2011 N 2662 о возмещении ущерба в размере 354 004 руб. в добровольном порядке.
Поскольку Общество добровольно сумму ущерба не уплатило, Министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Судебные инстанции отказали Министерству в удовлетворении заявленных требований, указав, что материалами дела достоверно не подтверждается факт совершения Обществом лесонарушения, выразившегося в незаконной рубке деревьев в водоохранной зоне.
Пунктом 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктом 1 части 3 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к особо защитным участкам лесов относятся берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 104 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 этого Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу частей 1 и 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные сторонами доказательства, судебные инстанции сделали вывод о том, что Министерством не представлено достаточных доказательств, подтверждающих факт совершения Обществом лесонарушения, выразившегося в незаконной рубке деревьев в водоохранной зоне. При этом суд обоснованно указал на противоречивость сведений, содержащихся в протоколе о лесонарушении от 15.11.2011 N 44 и приложенному к нему чертежу участка сплошной рубки, поскольку из последнего не следует, что рубка деревьев была произведена в берегозащитной полосе вокруг водного объекта. Также суд сослался на то, что акт проверки качества отвода и таксации лесосек от 07.11.2011 и ведомость перечета деревьев также не содержат сведений о незаконной рубке деревьев именно в водоохраной зоне; представленный в судебное заседание схематический чертеж участка составлен лицом, не участвующим ни в проверке, ни в составлении протокола о лесонарушении.
При таких обстоятельствах, а также поскольку каких-либо иных доказательств факта причинения действиями либо бездействием Общества вреда лесному фонду в материалы дела не представлено, судебные инстанции сделали правомерный вывод о недоказанности события вмененного Обществу лесонарушения и обоснованно отказали Министерству в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.05.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2012 по делу N А26-1670/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.