Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А.,
при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга Сосновской А.А. (доверенность от 28.02.2012 N 12/8),
рассмотрев 21.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2012 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 (судьи Загараева Л.П., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-19353/2012,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга (место нахождения: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73, ОГРН 1027801577550; далее - Управление ПФР) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Андреевского Сергея Павловича (ОГРНИП 308784730200127; далее - Предприниматель) штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 526 руб. 40 коп.
Решением суда от 22.05.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 29.08.2012 решение суда от 22.05.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление ПФР, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты.
По мнению подателя жалобы, установлено, что сумма начисленных страховых взносов, указанная в РСВ-1 (расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам), не соответствует сумме, указанной в АДВ-6-2 (описи сведений, передаваемых страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления ПФР поддержал доводы кассационной жалобы.
Предприниматель надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения акта камеральной проверки от 22.07.2011 N 06/125-1к Управлением ПФР принято решение от 01.09.2011 N 06/125-1к о привлечении страхователя к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде 526 руб.40 коп. штрафа.
Согласно акту проверки установлено, "расхождение сумм уплаченных страховых взносов в индивидуальных с отчетом РСВ-1". В решении также указано правонарушение в виде "расхождение уплаченных страховых взносов в индивидуальных с ИС с отчетом РСВ-1".
На основании решения Управлением ПФР выставлено требование от 26.09.2011 N 06/125-1К об уплате штрафа до 19.10.2011.
Неуплата штрафа в установленный срок послужила основанием для обращения Управления ПФР в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали во взыскании штрафа. Принимая такое решение, суды руководствовались положениями статей 11 и 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), пунктов 27 и 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318, и сделали вывод о том, что в действиях Предпринимателя не доказан состав вменяемого ему правонарушения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы ПФ РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения на застрахованных лиц необходимо представить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Данная норма действует с 01.01.2011, в связи с вступлением в силу изменений в пункт 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Применяя данное правило, страхователи представляют сведения за первый квартал 2011 в органы ПФ РФ не позднее 15.05.2011.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами ПФ РФ в судебном порядке.
В соответствии с абзацем первым статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Согласно абзацу третьему статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что названные органы проводят, в частности, камеральные проверки плательщиков страховых взносов.
В пункте 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, указано, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Проанализировав содержание приведенных положений законодательства, судебные инстанции сделали мотивированный вывод о том, что при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок, а затем может с соблюдением установленной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что Предприниматель Андреевский С.П. представил в Управление ПФР в установленный Законом N 27-ФЗ срок сведения за первый квартал 2011 о страховом стаже и начисленных страховых взносах обязательного пенсионного страхования по работающему у него застрахованному лицу. Одновременно с указанными сведениями представил ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по форме АДВ-11, в которой отразил сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах за первый квартал 2011 года.
Управление ПФР посчитало недостоверными сведения, содержащиеся в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, имелись расхождения сумм уплаченных страховых взносов с отчетом РСВ-1.
Привлекая Общество к ответственности в виде штрафа за представление недостоверных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в описательной части оспариваемого решения Учреждение указало только о факте представления недостоверных индивидуальных сведений. Ссылки на уведомления об ошибках и расхождениях со сроком исправления, протоколы проверки файлов, протоколы приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета в акте и решении отсутствуют, так же как и сами данные документы.
Формой отчетности за недостоверность сведений, в которой может налагаться штраф, является АДВ-6-2. Управлением ПФР при вынесении решения не установлен факт несоответствия сведений в АДВ-6-2.
Исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно указали, что в вынесенных по результатам камеральной проверки акте проверки от 25.07.2011 N 06/125-1к, решении от 01.09.2011 N 06/125-1К не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ: не указано, в чем именно выразилась недостоверность представленных сведений. Из представленных в дело доказательств невозможно сделать вывод о том, в чем заключается недостоверность сведений и в результате каких виновных действий представлены недостоверные сведения.
Суды правомерно указали, что вывод о недостоверности указанных сведений основан только на сравнении пенсионным фондом размера начисленных страховых взносов, указанного в ведомости уплаты по форме АДВ-11, с размером, указанным в форме РСВ-1 за спорный период, в файле учреждения и базе пенсионного фонда, в то время как такие расхождения сами по себе не являются свидетельством недостоверности представленной учреждением информации. Проверка же представленных обществом сведений должна производиться на основании документов, указанных в статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Учитывая, что Управлением ПФР такая проверка не проводилась, апелляционный суд сделал правильный вывод о недоказанности пенсионным фондом наличия в действиях Предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Следовательно, у Учреждения отсутствовали основания для привлечения Предпринимателя к ответственности.
Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Управления не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 по делу N А56-19353/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.