Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 06.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.05.2012 (судья Ипаев С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А05-1830/2012,
установил:
Федеральное государственное учреждение "Командование Космических войск", место нахождения: 117485, город Москва, Профсоюзная улица, дом 84/32, ОГРН 1047796004520 (далее - ФГУ "ККВ", Учреждение"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 14, ОГРН 1042900024562 (далее - Росприроднадзор, Управление), от 25.11.2011 N 103-121/1-2010/07-01.
Решением суда первой инстанции от 14.05.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.07.2012, заявленные Учреждением требования удовлетворены - предписание Управления от 25.11.2011 N 103-121/1-2010/07-01 признано недействительным.
В кассационной жалобе Росприроднадзор просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению подателя жалобы, суды двух инстанций неправильно применили нормы материального и процессуального права, а выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако представителей в суд не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 04.11.2011 Управление провело комиссионное обследование района падения отделяющихся частей ракет (далее - ОЧР) "Пинега" (Пинежский, Лешуконский и Мезенский районы Архангельской области), после пуска здесь 03.11.2011 ракеты МБР "Тополь", так как ступень ракеты запущенной с Первого государственного испытательного космодрома "Плесецк" не была обнаружена.
Вместе с тем, в ходе данного обследования обнаружено девять ОЧР от предыдущих пусков.
По результатам проверки 04.11.2011 Управление составило акт и 25.11.2011 выдало ФГУ "ККВ" предписание N 103-121/1-2010/07-01, которым Учреждению предписывалось в срок до 20.04.2012 обеспечить вывоз и утилизацию первых ступеней МБР "Тополь", из района падения "Пинега", обнаруженных в результате послепускового обследования данной территории 04.11.2011, а также представить в Управление подтверждающие документы выполнения предписания Росприроднадзора.
ФГУ "ККВ" не согласилось с данным предписанием и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Учреждением требования и сослался на постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.1995 N 536 "О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет" (далее - Постановление N 536), которым установлены порядок и условия использования районов ОЧР. При этом суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого Учреждением предписания Управления действительным, как считал ответчик.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 536 использование районов падения отделяющихся частей ракет осуществляется в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся эти районы.
В указанных договорах предусматриваются: установление местоположения и размер районов падения отделяющихся частей ракет; периодичность и продолжительность их использования, а также порядок оповещения о предстоящих пусках ракет; обеспечение Минобороны РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления безопасности населения и возмещение затрат, связанных с оповещением и эвакуацией населения из районов падения на период проведения пусков ракет; установление порядка возмещения со стороны Минобороны РФ ущерба в соответствии с пунктом 2 вышеуказанного постановления N 536 и порядка возвращения районов падения ОЧР в хозяйственное пользование; проведение Минобороны РФ совместно с органами местного самоуправления работ по эвакуации и утилизации отделяющихся частей ракет; определение объемов и сроков проведения Минобороны РФ совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации экологических обследований районов падения ОЧР и информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о результатах всех этих обследований.
На основании приказов министра обороны Российской Федерации от 06.09.1998 N 398 "О мерах по реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 31.05.1995 N 536 и от 24.03.1998 N 350", а также от 19.04.2003 N 132 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года N 398", между администрацией Архангельской области и Минобороны РФ был заключен договор от 10.12.2007 N 08-10/54 "О порядке и условиях использования земельных участков под районы падения отделяющихся частей ракет на территории Архангельской области для обеспечения ракетно-космической деятельности" (далее - Договор).
Согласно разделу 1 указанного Договора администрация определяет Космическим войскам для обеспечения ракетно-космической деятельности на территории Архангельской области границы земельных участков районов падения отделяющихся частей ракет, запускаемых с первого государственного испытательного космодрома Минобороны РФ (космодром "Плесецк"), а Космические войска используют определенные настоящим Договором районы падения эпизодически только на период пусков ракет, земельные участки районов падения у собственников земельных участков, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.
В соответствии с подпунктом 2.2.18 пункта 2 Договора (с учетом принятых разногласий) Космические войска обязаны обеспечить вывоз ОЧР из районов падения по утвержденному сторонами указанного Договора графику, в том числе всех ранее упавших ОЧР, не вывезенных из района падения Архангельской области. Указанный график составляется Космическими войсками в течение шести месяцев с момента подписания данного Договора, рассматривается и утверждается сторонами с учетом данных экологических паспортов районов падения ОЧР, по каждому району падения в отдельности.
Согласно утвержденному сторонами графику вывоз обнаруженных ОЧР из района падения производится: в течение одного года при обнаружении ОЧР до формирования предложений в государственный оборонный заказ на очередной год; в течение двух лет при обнаружении ОЧР после формирования предложений в государственный оборонный заказ на очередной год.
При этом график вывоза ОЧР из районов падения может уточняться Космическими войсками, исходя из лимитов ассигнований, выделяемых на утилизацию и ликвидацию вооружения и военной техники.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили, что Минобороны РФ и администрация Архангельской области в названном Договоре определили порядок действий, касающийся вывоза ОЧР из районов их падения.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое Учреждением предписание Управления, устанавливающее срок вывоза и утилизацию первой ступени МБР "Тополь", размещенных в районе падения "Пинега", обнаруженных в результате послепускового обследования района падения "Пинега" до 20.04.2012, противоречит положениям Договора и графику вывоза ОЧР из районов падения, расположенных на территории Архангельской области.
В данных обстоятельствах суды двух инстанций правомерно признали незаконным предписание Росприроднадзора и удовлетворили заявленное ФГУ "ККВ" требование.
Доводы подателя жалобы основаны на неверном толковании норм права, положений Договора и графика вывоза ОЧР из районов их падения на территории Архангельской области.
Оснований для отмены или изменения вынесенных судами решения и постановления кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.05.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 по делу N А05-1830/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.