Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Матлиной Е.О., Серовой В.К.,
при участии от общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ ЗАВремстрой" Демянчука Р.Г. (доверенность от 30.12.2011), Демянчук А.Б. (доверенность от 30.12.2011), от мэрии города Архангельска Неверовой А.С. (доверенность от 09.11.2012 N 002-38/1391), Ялуниной Н.Ю. (доверенность от 24.05.2012 N 002-38/588), от Архангельской городской Думы Ковтонюка Д.Л. (доверенность от 23.12.2011 N 02-02/1064), от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" Царевой В.В. (доверенность от 01.02.2012 N 0001юр/247-12),
рассмотрев 12.11.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ ЗАВремстрой" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2012 по делу N А05-5411/2012 (судьи Ипаев С.Г., Шишова Л.В., Полуянова Н.М.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ ЗАВремстрой", место нахождения: 163060, г. Архангельск, Северодвинская ул., д. 82, ОГРН 1052901021800 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании решения Архангельского городского Совета депутатов от 21.04.2008 N 629 "О внесении изменений в решение Архангельского городского Совета депутатов от 29.11.2006 N 286 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению" (далее - Решение N 629) недействующим и не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 306), пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Постановление N 307), Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), уставу муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Устав), статьям 15, 54 Конституции Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены мэрии города Архангельска и открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2".
Решением от 18.09.2012 в удовлетворении заявления отказано. Решение N 629 признано соответствующим пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, Правилам N 306 и 307.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение от 18.09.2012 отменить, считая его незаконным, и дело направить на новое рассмотрение.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, решением Архангельского городского Совета депутатов от 29.11.2006 N 286 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению" (далее - Решение N 286) указанные нормативы утверждены и введены в действие с 01.01.2007.
Пунктом 1 Решения N 286 установлен единый, т.е. не учитывающий конструктивных и технических параметров, а также степени их благоустройства, норматив потребления коммунальных услуг по отоплению. Пунктами 2 и 3 Решения N 286 установлены нормативы по горячему водоснабжению и определен расход тепловой энергии на приготовление 1 куб.м горячей воды.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 04.02.2008 по делу N 2-278/08, вступившим в законную силу 18.03.2008, пункт 1 Решения N 286 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом решения суда от 04.02.2008 по делу N 2-278/08 Архангельским городским Советом депутатов принято Решение N 629, которым установлены и введены в действие с 22.05.2008 нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Общество, полагая, что Решение N 629 нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, так как установленные нормативы являются необоснованными, их применение повлекло за собой причинение Обществу необоснованных убытков, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемый Обществом нормативно-правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и не нарушает прав и охраняемых законом интересов Общества.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, считает, что выводы суда соответствуют материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Оспариваемым решением утверждены нормативы потребления коммунальных услуг без указания конкретных потребителей, они рассчитаны на неоднократное применение и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением N 306 (далее - Правила N 306).
В пункте 8 Правил N 306 сказано, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Уполномоченным органом в силу пункта 2 Правил N 306 является орган местного самоуправления.
Поскольку фактическим потребителем коммунальных услуг является население, размер платы согласно статье 157 ЖК РФ рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Суд также дал надлежащую правовую оценку доводам жалобы о том, что поскольку Решение N 629 в окончательном исправленном виде опубликовано в газете "Волна" 06.05.2008, то распространение его действия на правоотношения, возникшие до его официального опубликования, противоречит статье 15 Конституции Российской Федерации, Закону N 131-ФЗ, Постановлению N 306 и Уставу.
Согласно части 2 статьи 47 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Решение N 629 официально опубликовано 30.04.2008 в газете "Архангельск" N 60. В пункте 1 решения указано установить и ввести в действие с 22.05.2008 нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Пунктом 4 установлено, что указанное решение распространяется на правоотношения, возникшие с 18.03.2008.
Пункт 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Пункт 2 статьи 6 ЖК РФ допускает, что действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Согласно статье 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из указанного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно пункту 7 статьи 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с названным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4 ЖК РФ к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе правоотношения, возникающие в сфере предоставления коммунальных услуг (пункт 10), внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 11).
Учитывая изложенное, суд правомерно отнес Решение N 629, принятое Архангельским городским Советом депутатов в пределах предоставленных ему полномочий, к числу нормативных правовых актов и рассмотрел настоящий спор по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделав обоснованный вывод о том, что оспариваемому нормативному правовому акту придана обратная сила, на что прямо указано в самом акте жилищного законодательства, к которому относится Решение N 629.
Доводам Общества о несоответствии установленных нормативов действующему законодательству суд дал надлежащую правовую оценку.
Правилами N 306 урегулирован порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления) и требования к их формированию.
Пунктом 14 Правил N 306 предусмотрено, что для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению к Правилам N 306.
Согласно пункту 19 Правил N 306 при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные названными Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 306 при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются метод аналогов, экспертный и расчетный методы. Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами (пункт 24 Правил N 306).
Судом установлено и следует из материалов дела, распоряжением мэра города Архангельска от 02.04.2008 N 345р "Об установлении метода определения нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению" для определения указанных нормативов выбран расчетный метод.
Нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для жилых домов в зависимости от степени их благоустройства рассчитаны по формуле, предусмотренной пунктом 17 Приложения раздела I Правил N 306.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно письму Департамента городского хозяйства мэрии города Архангельска от 17.02.2012 N 035-11/862 на территории муниципального образования "Город Архангельск" не установлен тариф на горячее водоснабжение, в связи с чем судом правомерно не принят довод Общества о том, что для расчета платы за горячее водоснабжение подлежат применению формулы, содержащиеся в Правилах N 306.
Так как Правила N 306 не регулируют порядок расчета расхода тепловой энергии на приготовление 1 куб.м горячей воды, такой расчет произведен ответчиком по самостоятельно разработанной им формуле.
Довод Общества о том, что количество тепловой энергии на приготовление 1 куб.м горячей воды (0,0570 и 0,0543) указано в ненадлежащих единицах измерения (Гкал), был предметом оценки суда.
Кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, относящимися к порядку расчетов, примененному ответчиком. Выводы суда основаны на материалах дела. Возражая против размеров нормативов, Общество ограничилось своим толкованием обоснованности этих нормативов.
Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемый Обществом нормативный акт соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере экономической деятельности, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы подателя жалобы, касающиеся нарушения судом первой инстанции положений статьи 18 АПК РФ, отклоняются кассационной инстанцией как необоснованные, поскольку замена судей происходила по основаниям, предусмотренным данной нормой.
Суд кассационной инстанции при рассмотрении дела проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (статья 286 АПК РФ).
Обстоятельства дела были предметом самого тщательного рассмотрения суда первой инстанции и не подлежат иной оценке судом кассационной инстанции.
Нарушений либо неправильного применения судом норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2012 по делу N А05-5411/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ ЗАВремстрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.