Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Корабухиной Л.И., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 05.12.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2012 (судья Трохова М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 (судьи Семиглазов В.А., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-26049/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПКЦ "Здоровье и безопасность на производстве" (место нахождения: 194100, Санкт-Петербург, Кантемировская ул., д. 7, Лит. "Б", 3Н-105; ОГРН 1089847371371, далее - Общество, ООО "ПКЦ "Здоровье и безопасность на производстве") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Выборгском районе Санкт-Петербурга (далее - Управление ПФР) от 30.01.2012 N 088 002 12 РК 0003454 в части привлечения к ответственности в сумме, превышающей 11 676 руб. штрафа.
Решением суда от 16.07.2012 признано недействительным решение Управления от 30.01.2012 N 088 002 12 РК 0003454 в части привлечения ООО "ПКЦ "Здоровье и безопасность на производстве" к ответственности в виде 11 676 руб. штрафа.
Постановлением апелляционного суда от 15.10.2012 решение суда от 16.07.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и не соответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить.
По мнению подателя жалобы, размер штрафа, предусмотренный статье 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) исчислен правильно.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением ПФР, по результатам проведения камеральной проверки Общества на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования 20.12.2011 составлен акт камеральной проверки N 08800230052919 и принято решение от 30.01.2012 N 088 002 12 РК 0003455 о привлечении Общества к ответственности по пункту 2 статьи 46 Закона N 212-ФЗ за несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Общество не согласилось с решением Управления ПФР и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению Общества, решение Управления ПФР от 30.01.2012 N 088 002 12 РК 0003454 в части начисления штрафа, не соответствует пункту 2 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, поскольку размер штрафа определен без учета изменений внесенных Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон N 379-ФЗ).
Судами первой и апелляционной инстанций требования заявителя удовлетворены.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Законом N 212-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ, расчетным периодом для уплаты страховых взносов признается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) плательщики страховых взносов ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской федерации по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионного страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Нарушение сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, установленных пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с частью 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ влечет ответственность плательщиков страховых взносов.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Обществом, что расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 представлены в Пенсионный фонд Российской Федерации с нарушением срока, установленного подпунктом 1 пункта 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ.
Согласно статье 46 Закона N 212-ФЗ (в редакции от 24.07.2009 N 212-ФЗ) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного настоящим Федеральным законом срока представления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб.
Закон N 379-ФЗ внес поправки в статью 46 Закона N 212-ФЗ, регулирующую ответственность плательщиков страховых взносов за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. С 01.01.2012 непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по страховым взносам влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Таким образом, указанная выше санкция должна исчисляться с суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе представленного расчета, то есть за последние три месяца отчетного периода.
Согласно части 2 статьи 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Закон N 379-ФЗ вступил в законную силу с 01 января 2012 года, вместе с тем, обжалуемое решение было принято Управлением ПФР 30.01.2012, следовательно, в данном случае Управление ПФР следовало применить статью 46 Закона N 212-ФЗ в редакции Закона N 379-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, требования заявителя о применении размера санкции в соответствии с положениями действующей статьи 46 Закона N 212-ФЗ в редакции Закона N 379-ФЗ, правомерно удовлетворены судебными инстанциями.
Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства дела установлены судебными инстанциями в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Управления не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 по делу N А56-26049/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.