Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2012 (судья Боровлев Д.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 (судьи Борисова Г.В., Есипова О.И., Шульга Л.А.) по делу N А56-27722/2012,
установил:
Администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 187650, Ленинградская область, г. Бокситогорск, ул. Социалистическая, д. 9, ОГРН 1024700507523 (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Бокситогорского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Ленинградской области (далее - Отдел) от 27.04.2012 N 267, 268, 269 о привлечении Администрации к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 20.06.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить заявленные требования.
Администрация и Отдел о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 14.03.2012 N 96 Отделом проведена внеплановая выездная проверка выполнения Администрацией предписания от 02.06.2011 N 78/1/32 по устранению нарушений правил пожарной безопасности.
В ходе проверки были установлены следующие нарушения: помещения здания Администрации не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; сети внутреннего противопожарного водопровода находятся в неисправном состоянии, не представлены документы, подтверждающие работоспособность систем противопожарного водопровода; здание не в полном объеме обеспечено первичными средствам пожаротушения; огнетушители, введенные в эксплуатацию, не подвергаются техническому обслуживанию; в здании не предусмотрены ограждения на кровле; на первом этаже здания Администрации двери второго эвакуационного выхода заложены; план эвакуации людей в случае пожара не соответствует действительности; допущено применение горючих материалов для отделки стен на путях эвакуации; двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания; сняты предусмотренные проектом двери; на втором этаже здания Администрации двери в лестничных клетках не установлены с приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах; допущено применение горючих материалов для отделки стен на путях эвакуации; левое и правое крыло второго этажа здания не обеспечены двумя эвакуационными выходами; дверь помещения архива не противопожарная; на третьем этаже здания Администрации двери в лестничных клетках не установлены с приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах; допущено применение горючих материалов для отделки стен на путях эвакуации; сняты предусмотренные проектом двери: на чердачном помещении здания администрации дверь в чердачное помещение не противопожарная; не проведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций стропильно-балочной системы в чердачных помещениях здания; в подвальном помещении здания Администрации допущено хранение горючих материалов; дверь электрощитовой не имеет предел огнестойкости не 0,6 часа.
По результатам проверки должностными лицами Отдела составлены протоколы об административном правонарушении от 20.04.2012 N N 267, 268 и 269 и вынесено постановление от 27.04.2012 N 267, 268, 269 о привлечении Администрации к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наказанием в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Администрация, не отрицая наличие выявленных в ходе проверки нарушений, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным в связи с нарушением Отделом процедуры привлечения к ответственности.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая Администрации в удовлетворении заявленных требований, не усмотрели оснований для признания постановления незаконным.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса. Частью 3 этой же статьи установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения Частью 4 этой же статьи установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 2 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя названный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно частям 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03), действовавшие в период спорных правоотношений, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315 утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03) установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Согласно пункту 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
Пунктом 41 ППБ 01-03 установлено, что наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Закона N 123-ФЗ каждое здание, сооружение или строение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Пунктом 52 ППБ 01-03 предусмотрено, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
Согласно пункту 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
В соответствии с пунктом 4 НПБ 110-03 в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.
Пункт 108 ППБ 01-03 устанавливает, что помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3 (при определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам, а также площадь производственных помещений, открытых площадок и установок; комплектование технологического оборудования огнетушителями осуществляется согласно требованиям технических условий (паспортов) на это оборудование или соответствующим правилам пожарной безопасности.
Факт совершения Администрацией вмененных ей правонарушений и наличие вины Администрации в их совершении установлены судами первой и апелляционной инстанций и Администрацией не оспариваются. Процессуальных нарушений при привлечении Администрации к административной ответственности судами не выявлено.
Также судами установлена правильная квалификация совершенных правонарушений и соблюдение правил назначения наказания.
Неправомерными являются приведенные в кассационной жалобе доводы о невручении предписания по результатам предыдущей проверки, поскольку данные доводы правового значения не имеют. Администрация привлечена к ответственности не за неисполнение требований предписания, а за выявленные в ходе проверки 16.04.2012 нарушения правил пожарной безопасности.
Также не являются основанием для отмены судебных актов доводы Администрации о том, что протокол по результатам проверки 16.04.2012 составлен 20.04.2012, в протоколе неправильно указано время совершения правонарушения, поскольку данные нарушения не являются нарушениями, повлекшими или могущими повлечь вынесение незаконного постановления.
Нельзя признать обоснованным и довод кассационной жалобы о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении представителю Администрации не были разъяснены права. Из материалов дела следует, что представителю Администрации Комиссарову Р.Ю., присутствовавшему при рассмотрении дела об административном правонарушении были разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протоколов об административном правонарушении N N 267, 268 и 269 от 20.04.2012.
Также не могут являться основанием для признания постановления о привлечении к ответственности незаконным доводы о нарушении Отделом пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку статьей 20 этого же закона данное нарушение не отнесено к грубым нарушениям. Из материалов дела следует, что представитель Администрации, присутствовавший при составлении протокола, хотя и отметил, что не согласен с протоколом, но никаких объяснений не представил.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 по делу N А56-27722/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.