Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Кужаровой Н.И. и Марьянковой Н.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Трубная транспортная компания" Титкиной Н.Ю. (доверенность от 03.09.2012), от общества с ограниченной ответственностью "Тиккурила" Мацакян О.Н. (доверенность от 15.12.2011),
рассмотрев 04.12.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трубная транспортная компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2012 (судья Бойко А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 (судьи Несмиян С.И., Слобожанина В.Б., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-10659/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Трубная транспортная компания", место нахождения: 105005, Москва, улица Радио, дом 24, строение 1, ОГРН 1097746003992 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тиккурила", место нахождения: 192289, Санкт-Петербург, проспект 9 Января, 15, 3, ОГРН 1077847618287 (далее - Общество), о взыскании 136 800 руб штрафа за самовольное пользование вагонами.
Решением от 06.06.2012 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, истец является законным владельцем спорных вагонов и вправе требовать уплаты штрафа с ответчика как с виновного в самовольном использовании вагонов лица.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов.
В возражениях на отзыв Компания выражает несогласие с позицией Общества.
В судебном заседании представитель Компании поддержал кассационную жалобу и подтвердил изложенные в ней доводы. Представитель Общества поддержал доводы, приведенные в отзыве на кассационную жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Компанией (экспедитор) и обществом с ограниченной ответственностью "Камелот Пласт" (клиент; далее - ООО "Камелот Пласт") заключен договор транспортной экспедиции от 25.08.2010 N 570-К/10, по условиям которого Компания приняла на себя обязательства выполнять или организовывать выполнение услуг, связанных с перевозкой грузов клиента, в вагонах, принадлежащих экспедитору на праве собственности или ином законном основании.
В материалы дела представлены договор лизинга вагонов от 24.09.2010 N 0708РПВ/Р-2338-04-01, заключенный между Компанией (лизингополучатель) и закрытым акционерным обществом "Сбербанк Лизинг" (лизингодатель), и договор аренды вагонов от 06.10.2009 N 70-К/09, заключенный между Компанией (арендатор) и обществом с ограниченной ответственностью "Трансгарант-Экспорт" (арендодатель).
Как видно из материалов дела, Компания предоставила под погрузку груза 2 вагона на станцию Кизитеринка и 3 вагона на станцию Таганрог Северо-Кавказской железной дороги (вагоны N 52466414, 52468006, 52669694, 52565835, 52566072).
25.03.2011, 26.03.2011, 01.04.2011 вагоны с грузом были отправлены со станций Кизитеринка и Таганрог Северо-Кавказской железной дороги на станцию Рыбацкое Октябрьской железной дороги.
Указанные вагоны прибыли на станцию назначения в адрес грузополучателя (Общества) в период с 03.04.2011 по 18.04.2011.
Факт прибытия вагонов на станцию выгрузки подтверждается Информацией о выполненных перевозках по предоставленному списку вагонов и железнодорожных накладных к письмам филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") от 20.01.2012 N 303/ГВЦ.
Как утверждает Компания, в нормативный срок вагоны были не выгружены.
12.04.2011 Компания направила в адрес Общества письмо N 4530, в котором просила незамедлительно принять меры к организации выгрузки подвижного состава и отправлению его в порожнем состоянии согласно ранее выданных инструкций.
Вагоны были выгружены и отправлены со станции в период с 13.04.2011 по 14.04.2011.
Дата прибытия вагонов на станцию назначения, дата отправления после выгрузки и количество суток нахождения вагонов под выгрузкой подтверждаются данными Главного вычислительного центра филиала ОАО "РЖД".
В целях досудебного урегулирования претензий относительно начисленных штрафных санкций за самовольное использование вагонов Компания направила в адрес Общества претензионное письмо от 18.04.2011 N 4870, в котором просила на основании статей 1, 62, 99, 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) произвести оплату 136 800 руб. штрафа за самовольное использование вагонов в период с 03.04.2011 по 14.04.2011.
Ссылаясь на задержку Обществом указанных вагонов под выгрузкой свыше технологического срока оборота вагонов и неудовлетворение последним претензии, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая Компании в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций сочли его необоснованным по праву.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иного вывода ввиду следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Частями 5 и 6 статьи 62 Устава предусмотрено, что грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели без разрешения владельцев не вправе использовать вагоны, контейнеры для перевозок грузов. За несоблюдение указанных требований виновная сторона несет ответственность в соответствии со статьей 99 Устава. За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.
В соответствии со статьей 99 Устава в случае использования вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, а также в случае самовольного использования перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (в том числе на праве аренды), виновные физические или юридические лица уплачивают в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава за задержку вагонов, контейнеров. За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Таким образом, Устав разграничивает ответственность за самовольное использование вагонов и контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев и за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов.
По настоящему делу истец, ссылаясь на задержку ответчиком (грузополучателем) вагонов, подлежащих возврату, требует взыскания штрафа, начисленного исходя из времени такой задержки, за самовольное использование вагонов.
Исходя из смысла статьи 62 Устава применение статьи 99 возможно в следующих случаях: если лицом по оплате штрафа выступает грузоотправитель, грузополучатель, перевозчики, иные юридические лица; отсутствует разрешение владельца вагонов на их использование; при наличии вины.
Между тем факт самовольного использования Обществом спорными вагонами в данном случае опровергается материалами дела.
Груз в спорных вагонах прибыл к ответчику (грузополучателю) по транспортным железнодорожным накладным, согласно которым перевозчиком является ОАО "РЖД", а грузоотправителями - Таганрогский морской торговый порт и общество с ограниченной ответственностью "Димэкс Сиа Транс".
В исковом заявлении Компания сама указывает, что спорные вагоны она предоставила под погрузку груза во исполнение договора транспортной экспедиции от 25.08.2010 N 570-К/10, заключенного ею с ООО "Камелот Пласт" (клиент).
Факт задержки вагонов под разгрузкой сверх технологических сроков оборота действительно подтверждается материалами дела.
Вместе с тем статьями 62 и 99 Устава предусмотрена ответственность за задержку вагонов и контейнеров, принадлежащих перевозчику, и перед перевозчиком.
Перевозчиком в силу статьи 2 Устава признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю); грузоотправитель (отправитель) - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе; грузополучатель (получатель) - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа.
Истец не является ни грузоотправителем, ни грузополучателем, ни перевозчиком, ни пользователем спорных вагонов по договору с перевозчиком. Он также не имеет с ответчиком договорных правоотношений, устанавливающих ответственность за нарушения технологического срока разгрузки спорных вагонов.
С учетом изложенного следует признать, что истец не вправе требовать с ответчика уплаты штрафа ни за самовольное использование вагонов для перевозок грузов, ни за задержку грузополучателем вагонов при выгрузке грузов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 по делу N А56-10659/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трубная транспортная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
Судьи |
Н.И. Кужарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.