См. также определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 августа 2012 г. N 13АП-14426/12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Захаровой М.В., Константинова П.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс" Корнева С.В. (доверенность от 13.04.2012); от Комитета по строительству Николаенко Е.А. (доверенность от 03.12.2012),
рассмотрев 04.12.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2012 по делу N А56-1952/2012 (судья Раннева Ю.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ренессанс", место нахождения: 197022, Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 37, ОГРН 5067847209470 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении заявителю земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., участок 1 (юго-западнее дома 64, лит. А по Каменноостровскому пр.), для строительства административного здания путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве данного здания; обязании Правительства принять решение о предоставлении названного земельного участка путем издания постановления.
Определением от 19.03.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по строительству, Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт- Петербурга, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
Решением от 23.04.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие его выводов обстоятельствам дела, просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Комитета по строительству возразил против удовлетворения жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства от 11.12.2007 N 1598 Обществу разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 784 кв. м с кадастровым номером 78:7:3207А:13, расположенном по адресу: Петроградский район, Каменноостровский пр., участок 1 (юго-западнее дома N 64, литера А) в целях определения возможности проектирования и строительства административного здания; предписано заключить договор аренды земельного участка для проведения изыскательских работ сроком на 11 месяцев.
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (арендодатель) и Общество (арендатор) 06.02.2008 заключили договор N 15/ЗКИ-001928 аренды названного земельного участка для проведения изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства административного здания сроком с 01.02.2008 по 31.12.2008.
Общество обратилось в Комитет по строительству с заявлением от 09.11.2011 о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении для строительства земельного участка площадью 776 кв. м с кадастровым номером 78:7:3207А:17 по адресу: Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., участок 1 (юго-западнее дома 64, лит. А по Каменноостровскому пр.), в отношении которого распоряжением Комитета по строительству от 29.12.2008 N 5456 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства.
Общество, ссылаясь на то, что оно провело изыскательские работы, получило все необходимые документы, обратилось с заявлением о подготовке проекта постановления о предоставлении объекта недвижимости для строительства и Правительство не приняло решение о предоставлении земельного участка Обществу путем издания соответствующего постановления не позднее 09.12.2011, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, придя к выводу об отсутствии у Правительства обязанности предоставить Обществу испрашиваемый земельный участок.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок находится в зоне охраны объектов культурного наследия (зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 1-1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 30 Градостроительного кодекса в градостроительном регламенте в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования.
В силу пункта 7 статьи 51 названного Кодекса в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства выдается разрешение на строительство, для выдачи которого необходимо наличие градостроительного плана.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2011, признан недействующим с момента принятия Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт- Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" в части положений приложений 1 и 2: обозначение зоны ЗРЗ 1-2 в графической части приложения N 1, на листе 52, внутри границы охранной зоны ОЗ 1-1, подпункт "в" пункта 4.3 главы 1 раздела 2 приложения N 2, пункт 5.1 главы 1 раздела 2 приложения N2 в части слов: "устанавливаются ограничения по высоте в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга", приложение N 3 к Режимам использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга "Схема высотного регулирования для территории Санкт-Петербурга" (условные обозначения) в части слов: "высота зданий определяется в соответствии с правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга"; также признан недействующим с момента принятия Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в части положений приложений 1, 3, 4: части 3, 4, 8 статьи 2 главы 1 части 1 приложения 1; часть 4 статьи 8 приложения 3 - недействующими в границах зон охраны объектов культурного наследия, приложение 4 - недействующим в границах зон охраны объектов культурного наследия.
При таких обстоятельствах вид разрешенного использования спорного земельного участка до утверждения в установленном порядке проекта планировки территории не определен, в связи с чем у Правительства отсутствует обязанность предоставить Обществу названный земельный участок для строительства.
Кассационная инстанция считает, что суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2012 по делу N А56-1952/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.