Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кужаровой Н.И., судей Афанасьева С.В. и Марьянковой Н.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Пудовой Т.С. (доверенность от 16.09.2011 N 11/2-99),
рассмотрев 06.12.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу войсковой части N 22948 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2012 (судья Бойко А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2012 по делу (судьи Кашина Т.А., Горшелев В.В., Мельникова Н.А.) по делу N А56-44246/2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации, место нахождения: 119160, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284 (далее - Министерство), и войсковой части N 20471, место нахождения: 197760, Санкт-Петербург, город Кронштадт, Коммунистическая улица, дом 5, литера А, о взыскании солидарно 21 335,7 руб. платы за пользование вагонами, 167 200 руб. штрафа, 18 461,2 руб. сбора за подачу и уборку вагонов.
Определением от 01.02.2012 заменен ненадлежащий ответчик - войсковая часть N 20471 (в связи с расформированием) на войсковую часть N 22948, место нахождения: 197760, Санкт-Петербург, город Кронштадт, Петровская улица, дом 9.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило исковые требования и просило взыскать субсидиарно с войсковой части N 22948 и Министерства 21 335,7 руб. платы за пользование вагонами, 167 200 руб. штрафа и 18 461,2 руб. сбора за подачу и уборку вагонов.
Решением от 28.03.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2012, с войсковой части N 22948 из средств Министерства в пользу Общества взыскано 21 335,7 руб. платы за пользование вагонами, 167 200 руб. штрафа, 18 461,2 руб. сбора за подачу и уборку вагонов.
В кассационной жалобе войсковая часть N 22948, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить названные решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению подателя жалобы, войсковая часть N 22948 не является юридическим лицом и не может быть ответчиком по настоящему делу; истец не доказал факт задержки вагонов и полномочия лица, подписавшего дорожную ведомость.
В отзыве Общество просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов.
Министерство и войсковая часть N 22948 надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Оплачиваемое время за пользование вагонами, контейнерами для погрузки грузов, выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования определяется в соответствии с положениями главы IV Устава.
Частью 6 статьи 62 Устава предусмотрено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользовании несут перед перевозчиком ответственность в порядке статьи 99 Устава.
Часть вторая статьи 99 УЖТ РФ в качестве формы ответственности за задержку вагонов вследствие указанных выше обстоятельств предусматривает уплату грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования штрафов в десятикратном размере от установленных в статьях 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ОАО "РЖД" и войсковая часть N 20471 28.08.2009 заключили договор на организацию расчетов, согласно которому войсковая часть N 20471 обязалась своевременно перечислять ОАО "РЖД" денежные средства в соответствии со статьей 30 Устава (плату за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи).
В августе 2010 года ОАО "РЖД" на станцию Ораниенбаум Октябрьской железной дороги в адрес войсковой части N 20471 по отправкам Ф316267, Ф316252, Ф316256, Ф316248, Ф316323, Ф316258, Ф316268, Ф316289, Ф316286, Ф108628, Ф108629 были доставлены 12 вагонов для проведения грузовых операций.
В уведомлениях, представленных ОАО "РЖД", войсковая часть N 2047 указала номер вагонов, дату и время их подачи, а также время окончания грузовых операций.
ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с войсковой части N 20471 платы за пользование указанными вагонами, сбора за их подачу и уборку, а также штрафа за задержку указанных вагонов.
Суды при разрешении спора обоснованно приняли во внимание такие доказательства, как дорожные ведомости, уведомления об окончании грузовых операций и памятки приемосдатчика.
Суды признали доказанным пользование ответчиком спорными вагонами, нахождение их под выгрузкой свыше 36 часов с момента подачи под выгрузку, в связи с чем правомерно обязали ответчика уплатить истцу 21 335,7 руб. платы за пользование вагонам, 18 461,2 руб. сбора за подачу и уборку вагонов и 167 200 руб. штрафа за задержку вагонов под выгрузкой.
Довод жалобы о незаконности начисления штрафа и недоказанности задержки вагонов в связи с тем, что ОАО "РЖД" не оформлены ведомости подачи и уборки вагонов в соответствии с пунктом 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43 (далее - Правила), кассационная инстанция отклоняет.
Названным пунктом предусмотрено, что расчет указанных штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования, составленным на основании памяток приемосдатчика, и ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их на местах общего пользования, составленных на основании приемо-сдаточных актов с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами, контейнерами и размера штрафов.
В данном случае время нахождения вагонов под выгрузкой подтверждается памятками приемосдатчика, которые позволяют установить время подачи и уборки каждого из 12 вагонов.
Податель жалобы также ссылается на то, что в деле нет подтверждения полномочий лица на подписание памятки приемосдатчика.
Однако в ходе судебного разбирательства ответчик этого довода не приводил и содержащиеся в памятках приемосдатчика сведения не оспаривал.
Довод жалобы о том, что воинская часть N 22948 не является юридическим лицом и не может быть ответчиком по настоящему делу, являлся предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2012 по делу N А56-44246/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу войсковой части N 22948 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.И. Кужарова |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.