Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от закрытого акционерного общества "Севжилсервис" Буркадзе Д.Д. по доверенности от 02.04.2012,
рассмотрев 03.12.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Севжилсервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.04.2012 (судья Ярец Н.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2012 (судьи Слобожанина В.Б., Несмиян С.И., Черемошкина В.В.) по делу N А42-2898/2011,
установил:
Закрытое акционерное общество "Севжилсервис", место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Инженерная, д. 6а, ОГРН 1065190099842 (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области, место нахождения: г. Мурманск, пр. Кирова, д. 14, корп. 2, ОГРН 1025100849663 (далее - ответчик, Управление) о взыскании, с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), 371 703 руб. 12 коп., убытков, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки населению за период с января по март 2010 года.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: государственное областное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска" (далее - ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска"), общество с ограниченной ответственностью "Коларегионэнергосбыт" (далее - ООО "Коларегионэнергосбыт"), открытое акционерное общество "Кольская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Колаэнергосбыт").
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 27.04.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.07.2012, в удовлетворении исковых требований отказано. Истцу из Федерального бюджета возвращено 5 327 руб. 70 коп. государственной пошлины.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней истец, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы обосновывает свою позицию тем, что обязательства по договору N 2ф истцом исполнены, представлен список граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате за электроснабжение в электронном виде, по которому проведена сверка. Выводы судов об отсутствии суммы льгот по каждому льготополучателю опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами (актом сверки расчетов с указанием конкретных льготополучателей и размера суммы компенсаций, подлежащих выплате). Кроме того, истец в жалобе ссылается на то, что им было выполнено определение суда от 02.11.2011: лицам, участвующим в деле, представлены электронные носители (СD - R) диски, содержащие необходимые для проведения сверки данные о гражданах, которым в январе-марте 2010 года были предоставлены меры социальной поддержки по оплате электрической энергии (федеральные льготники).
ООО "Коларегионэнергосбыт" в письменном отзыве на кассационную жалобу указывает на согласие с позицией истца, изложенной в жалобе, полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, просит судебное заседание провести в отсутствие своего представителя.
Ответчик представил отзыв на кассационную жалобу, в котором возражает против удовлетворения жалобы, полагая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными. Ответчик указал, что списки граждан, которым были предоставлены льготы в январе - марте 2010 года, были представлены в ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" для сверки только в ноябре 2010 года - за пределами предусмотренного договором срока, когда истец срок действия договора компенсации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан от 23.12.2009 N 2ф; утратило силу Постановление Правительства Мурманской области от 15.03.2007 N 121-ПП; остатки неиспользованных субвенций возвращены Учреждением в бюджет.
В судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв до 13 час. 40 мин. 03.12.2012.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 АПК РФ.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Учреждением и Обществом 23.12.2009 заключен договор N 2ф компенсации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предметом которого являлось возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (включая расходы на приобретение топлива в дома, не имеющие центрального отопления), оказываемых гражданам, указанным в приложении N 1, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и другими нормативно-правовыми актами (пункт 1.1 договора).
В силу пункта 2.1.1 договора "Обязанности и расчет между сторонами", Общество ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, должно представлять список граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в электронном виде (формат dbf в соответствии с Приложением N 2) на электронных носителях с сопроводительным письмом, в котором указано количество записей и сумма по жилым домам, не выбравшим способ управления. Количество записей должно соответствовать количеству граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки.
На основании пункта 2.2.1. договора Учреждение при поступлении от Общества документов, указанных в его пункте 2.1.1, производит автоматизированную сверку в течение 5-ти рабочих дней и составляет акт результатов сверки (Приложение N 3), подтверждающий численность граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки, и сумму расходов по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, подлежащую возмещению в соответствии с нормативными актами, указанными в пункте 1.1 договора.
По результатам автоматизированной сверки Общество выставляет в адрес Учреждения счет-фактуру и акт выполненных работ по категориям льготников не позднее 20-го числа, следующего за отчетным, для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки гражданам жилищно-коммунальных услуг (пункт 2.1.3. договора).
В соответствии с пунктом 2.2.2. договора на основании акта по результатам автоматизированной сверки и поступления от Общества сведений, указанных в пункте 2.1.3, Учреждение производит перечисление средств Обществу для возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, в пределах выделенных средств.
Договор действует с момента подписания по 31.12.2010 и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.11.2009 (пункт 4.1. договора).
Истец, как исполнитель коммунальных услуг, заключил 17.07.2009 с ООО "Коларегионэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) договор энергоснабжения от 17.07.2009 N 2900, согласно которому гарантирующий поставщик обязался осуществлять поставку исполнителю электрической энергии в необходимом для потребителей количестве, через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по подаче электрической и иные услуги, связанные с процессом снабжения электрической энергии, а исполнитель обязался принимать и оплачивать электрическую энергию и оказанные услуги.
В соответствии с условиями названного договора истец обязан оплатить ресурсоснабжающей организации весь объем поставленного населению коммунального ресурса (оказанной услуги) вне зависимости от предоставления части населения мер социальной поддержки в виде льготы по оплате потребленной жилищно-коммунальной услуги.
Кроме того, между ООО "Коларегионэнергосбыт" (Агент) и Обществом (Принципал) 01.08.2009 заключен агентский договор, по условиям которого Принципал поручил, а Агент принял на себя обязательство за вознаграждение совершать от имени и за счет Принципала действия, связанные с расчетами и организацией сбора денежных средств за коммунальную услугу энергоснабжения по договору энергоснабжения от 17.07.2009 N 2900.
В силу пункта 3.5 агентского договора Агент обязан был производить расчеты предоставляемых услуг льгот по оплате потребленной электроэнергии, а также на основании доверенности от Принципала осуществлять взаимодействие с органами социальной защиты населения по вопросам предоставления льгот и получения компенсации на предоставление льгот.
По техническим причинам Обществом и Учреждением своевременно и в полном объеме не была проведена автоматизированная сверка списков граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки в электронном виде, в январе - марте 2010 года. Поскольку право части граждан на получение мер социальной поддержки своевременно не было подтверждено, расходы истца, связанные с предоставлением льгот, не были возмещены в полном объеме, что привело к возникновению на стороне истца убытков в заявленном размере.
Считая, что отсутствие компенсации затрат, которые были понесены Обществом в связи с предоставлением населению льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1), Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ), Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) и другими нормативно-правовыми актами явилось основанием возникновения у Общества убытков, истец в соответствии со статьями 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обратился в арбитражный суд с иском о возмещении убытков.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что Обществом не доказаны заявленные требования по размеру (не представлено расчетное обоснование суммы льгот).
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 17 Закона N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в частности, плату за электроснабжение.
В силу пункта 2 статьи 4 Закона N 181-ФЗ к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Согласно статьям 13 и 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется, в частности, оплата в размере 50% за пользование электроэнергией. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 "Об утверждении методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правил зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008 - 2010 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан", с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.03.2005 N 243 "О порядке составления и представления сведений и списков лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг", Правительство Мурманской области постановлением от 15.03.2007 N 121-ПП утвердило Правила расходования субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджету Мурманской области для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, действующих в спорный период, до 01.07.2010 (далее - Постановление N 121-ПП).
Возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг (включая расходы на приобретение топлива в дома, не имеющие центрального отопления), оказываемых гражданам, производится на основании договоров, заключаемых учреждениями, уполномоченными на предоставление мер социальной поддержки населению (далее - Учреждения) с исполнителем, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги населению (комитет городского хозяйства, управляющая организация, товарищество собственников жилья, службы муниципального заказчика и другие организации и лица на основании статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) (далее - Исполнитель) (пункты 6, 7 Постановления N 121-ПП).
Согласно пункту 4 Постановления N 121-ПП предоставление областному бюджету субвенций из Федерального фонда компенсаций осуществлялось Министерством финансов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и в установленном порядке на счет по учету средств областного бюджета, открытый Управлению Федерального казначейства по Мурманской области.
На основании пункта 8 Постановления N 121-ПП расчеты с Исполнителем, осуществляющим соответствующие виды деятельности, производятся Учреждениями на основании документов, подтверждающих фактические расходы.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Порядок возмещения убытков, причиненных государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами этих органов, определяется статьями 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (пункт 1 статьи 66 АПК РФ).
Из системного толкования статей 15 и 393 ГК РФ следует, что лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения неправомерными действиями ответчика прав истца, наличие причинной связи между допущенными нарушениями и возникшими убытками, а также размер убытков.
В силу статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции между истцом и Учреждением произведена сверка данных о гражданах, которым в январе - марте 2010 года были предоставлены меры социальной поддержки по оплате электроэнергии (федеральные льготники). В результате проведенной проверки Учреждение подтвердило право 4 021 граждан на меры социальной поддержки за период с января по март 2010 года на общую сумму 371 703 руб. 12 коп. (том 3, листы 65 - 146).
На основании пункта 8 Постановления N 121-ПП расчеты с Исполнителем, осуществляющим соответствующие виды деятельности, (в данном случае истцом) производятся Учреждениями на основании документов, подтверждающих фактические расходы.
Как указал суд первой инстанции, представленные в материалы дела истцом реестры лиц, имеющих право на получение льготы, с указанием предоставленных льгот, не подтверждены первичными документами.
Данный вывод суда не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
Как следует из письма ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" от 06.12.2011 N 03-10/3224 об исполнении определения суда от 02.11.2011, в результате произведенной сверки подтверждено право 4021 гражданина на меры социальной поддержки за период с января по март 2010 года на общую сумму 371 703 руб. 12 коп. (том 3, лист 65).
Истцом в адрес лиц, участвующих в деле, во исполнение определений суда первой инстанции от 24.06.2011, от 04.08.2011 направлены электронные носители (CD-R) диски, содержащие информацию об основаниях и размере начисляемых льгот по каждому льготополучателю (том 3, лист 168).
В материалы дела представлены счета-фактуры, выставленные ООО "Коларегионэнергосбыт" в адрес истца за период с января по март 2010 года (том 2, листы 145-149).
Между тем ответчиком не представлено возражений относительно сведений, содержащихся в акте сверки от 06.12.2011.
При таких обстоятельствах следует признать, что данный вывод суда сделан без учета всех имеющихся в материалах дела доказательств.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 170 АПК РФ в описательной части решения должны быть указаны мотивы, по которым суд принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Как следует из представленных в материалы дела отзывов ответчика на исковое заявление, в том числе дополнительного от 24.01.2012, ответчик ссылается на истечение срока действия договора компенсации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан от 23.12.2009 N 2ф, а также на то, что Постановление N 121-ПП утратило силу, а остатки неиспользованных субвенций возвращены в бюджет.
В решении суда первой инстанции не дана оценка приведенным доводам.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить обоснованность требований истца как по праву, так и по размеру, в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ оценить представленные в дело доказательства и вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.04.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2012 по делу N А42-2898/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.