Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Корабухиной Л.И., Пастуховой М.В.,
с ведением протокола помощником судьи Ильиной С.О.,
при участии от производственного кооператива "Завод "Псковский гончар" Персица М.Г. (доверенность от 11.03.2012), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Хурват Н.А. (доверенность от 25.01.2012 N 70),
рассмотрев 13.12.2012 в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Псковской области, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 04.06.2012 (судья Орлов В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 (судьи Осокина Н.Н., Смирнов В.И., Чельцова Н.С.) по делу N А52-1374/2012,
установил:
Производственный кооператив "Завод "Псковский гончар", место нахождения: 180011, город Псков, Ядровский переулок, дом 1, ОГРН 1026000964450 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области, место нахождения: 180017, город Псков, улица Яна Фабрициуса, дом 2а, ОГРН 1046000330683 (далее - Инспекция), от 16.12.2011 N 14-05/393 в части доначисления и предложения уплатить 1 796 318 руб. налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) и 479 559 руб. 40 коп. пеней за нарушение срока уплаты этого налога, а также в части привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 179 361 руб. 80 коп. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 04.06.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.08.2012, заявленные Кооперативом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные по делу решение и постановление в части признания недействительным ее решения о доначислении 1 787 006 руб. налога на прибыль с соответствующей суммой пеней и штрафа, и отказать Кооперативу в удовлетворении заявления в этой части.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что налогоплательщик в силу пункта 2 статьи 251 НК РФ обоснованно не учитывал при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов целевые поступления из бюджета в виде субсидий на частичное возмещение расходов за потребленную электрическую энергию и затрат на уплату процентов по кредитам, а также на возмещение 50% тарифов на железнодорожные перевозки.
В отзыве на кассационную жалобу Кооператив, считая решение и постановление законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
По ходатайству Инспекции кассационная жалоба рассмотрена в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при содействии Арбитражного суда Псковской области.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Кооператива возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания и перечисления) Кооперативом в бюджет налогов и сборов, в том числе налога на прибыль за период с 01.01.2008 по 31.12.2010. По результатам проверки составлен акт от 22.11.2011 N 14-05/097 и с учетом возражений налогоплательщика принято решение от 16.12.2011 N 14-05/393 о привлечении Кооператива к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налогоплательщику доначислено и предложено уплатить 1 796 318 руб. налога на прибыль, 900 руб. налога на добавленную стоимость, 54 988 руб. единого социального налога и 525 386 руб. 78 коп. пеней за нарушение срока уплаты этих налогов и налога на доходы физических лиц. Кроме того, Кооператив привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 119, пунктом 1 статьи 122, статьей 123 и пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания штрафов в общей сумме 380 500 руб. 91 коп. (размер штрафов определен с учетом положений пункта 3 статьи 114 НК РФ).
Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области решением от 27.01.2012 N 2.5-08/0156дсп изменило обжалованное налогоплательщиком в апелляционном порядке решение налогового органа, уменьшив размер наложенных на основании статьи 119, пункта 1 статьи 122, статьи 123 и пункта 1 статьи 126 НК РФ штрафов до 80 000 руб. В остальной части решение Инспекции оставлено без изменения.
Кооператив оспорил решение налогового органа в части доначислений по налогу на прибыль в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление налогоплательщика.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Доначисление 1 787 006 руб. налога на прибыль с соответствующей суммой пеней и штрафа произведено Инспекцией на основании вывода о занижении Кооперативом налоговой базы по этому налогу вследствие невключения в состав внереализационных доходов средств целевого финансирования.
Налоговый орган установил, что в 2008 - 2009 годах Кооператив осуществлял производство и реализацию изделий из керамики и входил в перечень организаций народного промысла, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2004 N 586-р, поддержка которых производится за счет средств федерального бюджета. Субсидии таким организациям выделяются во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.10.1994 N 1987 "О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов" с целью сохранения и возрождения самобытных народных промыслов и ремесел. Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 21.04.2006 N 90 "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям народных художественных промыслов" определен порядок предоставления из федерального бюджета субсидий организациям, включенным в указанный перечень, на оплату расходов за потребленную электрическую энергию и возмещение 50% тарифов на железнодорожные перевозки изготовленной продукции.
В 2008-2009 годах на расчетный счет Кооператива поступили субсидии, которые учтены в бухгалтерском учете на счете 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 91.1 "Прочие доходы". Полученные средства в сумме 8 184 270 руб. не были включены Кооперативом в состав доходов, облагаемых налогом на прибыль, на основании пункта 2 статьи 251 НК РФ как целевые поступления из бюджета.
Инспекция посчитала, что данная сумма является внереализационным доходом Кооператива и подлежит учету при обложении налогом на прибыль. Как указал налоговый орган, перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, приведен в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Коммерческие организации в данном перечне не указаны, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета.
Признавая недействительным решение Инспекции от 16.12.2011 N 14-05/393 по оспариваемому эпизоду, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно Федеральному закону от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (далее - Закон N 7-ФЗ) сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов являются важной государственной задачей. В связи с этим Правительство Российской Федерации и Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (впоследствии Министерство промышленности и торговли Российской Федерации) разработали для предприятий-производителей ряд льгот. В частности, для этих организаций предусмотрена поддержка за счет средств федерального бюджета в виде предоставления субсидий для компенсации части затрат на электроэнергию, железнодорожные перевозки выпускаемой продукции, по уплате процентов по кредитам.
Кооператив в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2004 N 586-р был включен в перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 4 Закона N 7-ФЗ.
Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации России от 23.01.2008 N 19 утверждены Правила предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов. Впоследствии Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов утверждены приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.09.2008 N 160.
Согласно пункту 2 названных Правил организациям на безвозмездной и безвозвратной основе предоставляются субсидии на возмещение 50% тарифов на железнодорожные перевозки по территории Российской Федерации продукции, изготовленной ими и отгруженной в предыдущем месяце; на возмещение не более 90% произведенных расходов за потребленные электрическую энергию и природный газ в предыдущем месяце на собственные промышленно-производственные нужды (без учета налога на добавленную стоимость); на возмещение части затрат на уплату процентов.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов Кооператив направил соответствующие заявления, в которых просил предоставить субсидии на возмещение расходов за потребленную электрическую энергию и 50% тарифов на железнодорожные перевозки изготовленной продукции, а также на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам.
Поступление в адрес Кооператива бюджетных средств установлено судами и подтверждается материалами дела. Несение заявителем спорных расходов из собственных средств и их размер, а также ведение заявителем раздельного учета средств полученных в виде субсидий и расходов, на компенсацию которых они предоставлены, Инспекцией не опровергнуты.
Как указано в статье 247 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 названного Кодекса.
В пункте 1 статьи 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 данного Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, указаны в статье 251 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2007 N 284-ФЗ) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Установив факт поступления средств из бюджета, их целевое расходование и наличие раздельного учета, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности невключения Кооперативом полученных субсидий в состав доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Довод Инспекции о том, что в силу статьи 6 БК РФ Кооператив не может являться получателем бюджетных средств, указанных в пункте 2 статьи 251 НК РФ, был предметом рассмотрения судов и получил надлежащую правовую оценку.
Отклоняя этот довод, суды исходили из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, которыми установлен порядок предоставления средств из бюджета, а также компенсационной природы полученных заявителем средств.
В статье 6 БК РФ установлено, что получателем бюджетных средств может выступать орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В то же время статьей 162 БК РФ предусмотрено, что получателем бюджетных средств выступает бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг - на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пунктам 2 и 3 этой статьи субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 БК РФ).
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов разработаны Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации (впоследствии Министерством промышленности и торговли Российской Федерации) во исполнение пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2007 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Этими Правилами (пункт 1) установлен порядок предоставления в 2008-2010 годах из федерального бюджета субсидий на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов организациям народных художественных промыслов, включенным в перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 4 Закона N 7-ФЗ.
В названных Правилах указано, что субсидии предоставляются организациям в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период Федеральному агентству по промышленности (впоследствии Министерству промышленности и торговли Российской Федерации) на цели, указанные в пункте 1 этих Правил.
При нарушении организациями условий, установленных при их предоставлении, осуществляется возврат субсидий.
Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Федеральным агентством по промышленности и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (впоследствии Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора).
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Кооператив включен в Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 4 Закона N 7-ФЗ. Федеральными законами от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" предусмотрено выделение субсидий из федерального бюджета юридическим лицам - организациям народных художественных промыслов. Федеральное агентство по промышленности и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, перечисляя Кооперативу 8 184 270 руб., в графе "назначение платежа" платежных поручений указали, что перечисляются именно субсидии. Расходование денежных средств производилось Кооперативом в соответствии с их целевым назначением.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
На основании изложенного Кооператив обоснованно не учитывал при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов целевые поступления из бюджета на частичное возмещение затрат на электроэнергию, железнодорожные перевозки выпускаемой продукции, а также расходов на уплату процентов по кредитам.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, оценили в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены решения и постановления в обжалуемой Инспекцией части и удовлетворении кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 04.06.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 по делу N А52-1374/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.