Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды на решение Арбитражного суда Псковской области от 03.07.2012 (судья Васильева О.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012 (судьи Писарева О.Г., Виноградов О.Н., Козлова С.В.) по делу N А52-1819/2012,
установил:
Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Псковской области с иском к закрытому акционерному обществу "Псковский лесной терминал", место нахождения: 180000, города Псков, улица Карла Маркса, дом 42, ОГРН 1026000973745 (далее - Общество), о расторжении договоров аренды лесных участков, расположенных на землях лесного фонда на территории Псковской области, от 02.07.2008 N 12, от 02.10.2008 N 44, от 17.10.2008 N 56, от 21.10.2008 N 60 и от 24.10.2008 N 63.
Решением суда от 03.07.2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012, в иске отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.
Общество и Комитет о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Государственным комитетом Псковской области по лицензированию и природопользованию (правопредшественником Комитета, арендодатель) и Обществом (арендатор) заключены договоры аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда на территории Псковской области, от 02.07.2008 N 12, от 02.10.2008 N 44, от 17.10.2008 N 56, от 21.10.2008 N 60 и от 24.10.2008 N 63, согласно которым Обществу для заготовки древесины предоставлены во временное пользование сроком на 49 лет (по договору N 63 на 25 лет) следующие лесные участки:
1) по договору от 02.07.2008 N 12 - лесной участок площадью 10706 га, расположенный на территории Гдовского района Псковской области, Гдовского лесничества - филиала государственного учреждения "Управление природными ресурсами Псковской области", Партизанского участкового лесничества, в кварталах 501 - 586, кадастровый номер 60:03:00 00 00:13;
2) по договору от 02.10.2008 N 44 - лесной участок площадью 2706 га, расположенный на территории Гдовского района Псковской области, Гдовского лесничества - филиала государственного учреждения "Управление природными ресурсами Псковской области", Полновского участкового лесничества, в кварталах 124 - 128, 142 - 144, 156 - 160, 172 - 174, 183 - 187, кадастровый номер 60:03:000000:25;
3) по договору от 17.10.2012 N 56 - лесной участок площадью 9840 га, расположенный на территории Гдовского района Псковской области, Гдовского лесничества - филиала государственного учреждения "Управление природными ресурсами Псковской области" Полновского участкового лесничества Ремдовского мастерского участка, в кварталах 4, 5, 13, 15, 21 - 24, 27, 32 - 35, 37, 38, 40 - 49, 51 - 54, 59,60, 73, 74, 76 - 79, 85, 96 - 98, 101, 115, 116, 127 - 129, 137 - 139; Полновского мастерского участка, в кварталах 131, 132, 134, 135, 138 - 143, 145, 146, 148, 150, 153, 154, 156 - 158, 160 - 162 кадастровый номер 60:03:000000:63;
4) по договору от 21.10.2008 N 60 - лесной участок площадью 10187 га, расположенный на территории Гдовского района Псковской области, Гдовского лесничества - филиала государственного учреждения "Управление природными ресурсами Псковской области" Полновского участкового лесничества, Полновского мастерского участка, в кварталах 15, 26 - 42, 49 - 58 с учетными кадастровыми номерами 60:03:053001:5; 60:03:053101:11; 60:03:053301:9; 60:03:053502:1 на площади 1305 га из участка с кадастровым номером 60:03:000000:70; с учетными кадастровыми номерами 60:03:053101:7 - 60:03:053101:10; 60:03:072501:1; 60:03:053001:1 - 60:03:053001:4 на площади 2004 га и участка с кадастровым номером 60:03:000000:24; Гвоздненского мастерского участка, в кварталах 1 - 42, 47 - 50, 97, 116 - 119, 134 - 136, 164, 165, 175 с учетными кадастровыми номерами 60:03:072101:1 - 60:03:072101:4; 60:03:053402:14; 60:03:072401:15; 60:03:053601:8; 60:03:053701:33 - 60:03:053701:37 на площади 4408 га из участка в кадастровым номером 60:03:000000:24, с учетным кадастровым номером 60:03:053601:15 на площади 834 га из участка с кадастровым номером 60:03:000000:77, с учетными кадастровыми номерами 60:03:053902:7; 60:03:053801:9; 60:03:054003:1 на площади 1636 га из участка с кадастровым номером 60:03:000000:78;
5) по договору от 24.10.2008 N 63 - лесной участок площадью 1014 га, расположенный на территории Гдовского района Псковской области, Гдовского лесничества - филиала государственного учреждения "Управление природными ресурсами Псковской области", Полновского участкового лесничества, Гвоздненского мастерского участка, в кварталах 61, 62, 74, 75, 87, 88, 103 с учетным кадастровым номером 60:03:053601:16 на площади 1014 га из участка с кадастровым номером 60:03:000000:77.
Пунктами 13 названных договоров аренды установлено, что арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором, в том числе разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы; предоставлять ежеквартально арендодателю отчеты об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.
В силу приложений N 6 к спорным договорам аренды с проектами освоения лесов, разработанными на 2010 - 2019 годы, прошедшими государственную экспертизу в период с 27 по 30 декабря 2010 года, Общество обязано ежегодно выполнять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах, обеспечению санитарной безопасности в лесах, лесовосстановительные мероприятия, а также уход за лесами: выполнять ремонт дорог противопожарного назначения, проведение контролируемых выжиганий сухих горючих материалов, устройство и уход за минерализированными полосами, производить устройство и ремонт мест отдыха, изготовление и установку предупредительных аншлагов, строительство и ремонт мостов, наземные меры борьбы, подготовку почвы под лесные культуры, посадку лесных культур, содействие естественному возобновлению, комбинированное лесовосстановление, агротехнический уход за лесными культурами, производить уход за лесными культурами - осветление и прочистку, расчистку квартальных просек.
В соответствии с разделом VI "Основания прекращения действия договора" договоров невыполнение арендатором работ по охране, защите, воспроизводству лесов на арендуемом участке является основанием для расторжения договора аренды.
17.09.2010 между Комитетом и Обществом заключено соглашение, согласно пункту 6 которого стороны договорились о переносе выполнения лесовосстановительных мероприятий по договорам аренды с 2009 года на 2011 год в сроки, предусмотренные договорами аренды и приложениями N 6 к договорам аренды. Пунктом 7 этого соглашения установлено, что в случае неисполнения настоящего соглашения договоры аренды считаются расторгнутыми.
Письмом от 20.05.2011 N Пр-05-1062 Комитет предупредил Общество о необходимости своевременного исполнения обязательств по спорным договорам аренды лесных участков в части выполнения лесохозяйственных мероприятий за 2011 год в соответствии с условиями договоров аренды, а также о том, что согласно части 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.
Установив, что по договорам аренды от 02.07.2008 N 12, от 02.10.2008 N 44, от 17.10.2008 N 56, от 21.10.2008 N 60 и от 24.10.2008 N 63 Обществом лесохозяйственные мероприятия за 2010 и 2011 годы не выполнены либо выполнены не в полном объеме Комитет направил в его адрес предупреждения от 26.08.2011 N Пр-09-2191, от 31.08.2011 N Пр-09-2236, от 31.08.2011 N Пр-09-2237, от 31.08.2011 N Пр-09-2238 и от 31.08.2011 N Пр-09-2240 о необходимости исполнения обязательств по указанным договорам, в которых предложил в течение 30 дней со дня получения предупреждений представить в Комитет документы, подтверждающие выполнение лесохозяйственных мероприятий в соответствии с условиями договоров аренды и соглашением от 17.09.2010, а также предложил в случае невозможности выполнения взятых на себя обязательств расторгнуть договоры аренды. Кроме того, Комитет указал, что в случае непредставления указанных в предупреждениях документов либо неполучения ответа в установленный срок Комитетом будет заявлено требование о расторжении договоров аренды в судебном порядке.
Согласно справкам по каждому договору за 2009, 2010, 2011 годы, составленным истцом на основании отчетов ответчика по исполнению работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, Обществом не выполняются или выполняются не в полном объеме мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, обеспечению защиты лесов, воспроизводству лесов и созданию лесной инфраструктуры.
Поскольку Общество мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению по договорам аренды от 02.07.2008 N 12, 02.10.2008 N 44, от 17.10.2008 N 56, от 21.10.2008 N 60 и от 24.10.2008 N 63 не выполнило и не согласилось с расторжением договоров, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Судебные инстанции сделали вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями. Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Основанием для расторжения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке является существенное нарушение договора другой стороной либо иные основания, прямо предусмотренные законом или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждается, что условиями договоров и проектами освоения лесов предусмотрена обязанность арендатора ежегодно выполнять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах, обеспечению санитарной безопасности в лесах, лесовосстановительные мероприятия, а также уход за лесами.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.
Из поданного в суд заявления видно, что обосновывая заявленные требования, Комитет указал на невыполнение Обществом объемов работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемых земельных участках в 2010 - 2011 годах.
Как установлено судом первой инстанции, Обществом действительно по спорным договорам аренды не выполнены в полном объеме в 2010 и 2011 годах мероприятия по пожарной безопасности (устройство и уход за минерализированными полосами) и по уходу за лесами (расчистке квартальных просек).
Между тем, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции с учетом пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации сделали вывод о недоказанности того, что лесопользование осуществлялось Обществом с существенным нарушением условий договоров, влекущим для арендодателя такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. При отсутствии существенных нарушений договоров суды правомерно отказали в удовлетворении требований по досрочному расторжению договоров.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и доказательств.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 03.07.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012 по делу N А52-1819/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.