Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 19.12.2012 в открытом судебном заседании кассационную Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.03.2012 (судья Одинцова М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А26-113/2012,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия" (место нахождения: 185034, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Сусанина, д. 20, ОГРН 1051000022644; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - регионального отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (место нахождения: 185035, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Красная, д. 49, ОГРН 1021000521244; далее - Отделение ФСС по Республике Карелия) от 29.12.2011 N 133осс.
Решением суда первой инстанции от 19.03.2012 требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 решение суда первой инстанции от 19.03.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение ФСС по Республике Карелия просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что в целях применения пункта 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) пунктом пропуска через государственную границу для работника, который летит к месту отдыха за пределы Российской Федерации на самолете прямым рейсом без промежуточной посадки, следует считать здание аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает данный работник; понятия "государственная граница и ее пересечение" и "пункт пропуска через государственную границу" не тождественны и имеют разное правовое положение; Учреждением занижена база для начисления страховых взносов на сумму оплаты проезда работников от международного аэропорта, из которого фактически произошел вылет к месту отдыха за границу, до ближайшего к месту пересечения границы населенного пункта (на основании справок транспортной организации о стоимости проезда).
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (далее - ФАС СЗО) от 05.10.2012 производство по кассационной жалобе было приостановлено до размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) по делу N А05-11287/2011 в полном объеме на сайте ВАС РФ.
Определением ФАС СЗО от 03.12.2012 производство по кассационной жалобе возобновлено, ее рассмотрение назначено на 19.12.2012.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствии.
Законность и обоснованность решения проверены в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Отделением ФСС по Республике Карелия проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование (далее - ОСС) в ФСС РФ, о чем составлен от 05.12.2011 N 568/осс и вынесено решение от 29.12.2011 N 133осс, согласно которому Учреждение привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде 1229 руб. 60 коп. штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов. Кроме того, доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование в сумме 6 148 руб. за период с 01.01.2010 по 30.06.2011 в результате занижения базы для начисления страховых взносов, пени по состоянию на 01.07.2011 в сумме 95 руб. 86 коп., предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
В ходе проверки Отделение ФСС по Республике Карелия пришло к выводу о том, что страхователь (Учреждение) при проведении отпуска за рубежом сотрудниками заявителя не начислял страховые взносы на оплату проезда работников к месту использования отпуска за границей (Турция, Таиланд) по предъявленным справкам о стоимости проезда железнодорожным транспортом Москва - Сочи - Москва - 212 000 руб. По мнению Отделения ФСС по Республике Карелия, в базу для начисления страховых взносов на ОСС не входит стоимость проезда работников и членов их семей, в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации, до пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации (то есть до междугороднего аэропорта города Москва), соответственно, стоимость проезда кратчайшим путем железнодорожным транспортом по тарифу плацкартного вагона от места нахождения аэропорта до станции, где находится пункт пропуска через границу Российской Федерации, подлежит обложению страховыми взносами на ОСС.
Учреждение не согласилось с решением Отделения ФСС по Республике Карелия и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, удовлетворяя требования Учреждения, пришли к выводу о неправомерности выводов Отделения ФСС по Республике Карелия.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, суд кассационной инстанции находит, что суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг.
В силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" режим Государственной границы включает, в том числе, правила пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами, правила пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Согласно статье 9 Закона N 4730-1 под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
При этом воздушные суда пересекают Государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством Российской Федерации и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Статьей 11 Закона N 4730-1 установлено, что пропуск лиц через Государственную границу производится в установленных пунктах пропуска и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, прибывшими на территорию Российской Федерации, либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, убывающими из пределов Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что из буквального толкования названных норм следует, что убытие из пределов Российской Федерации происходит при фактическом пересечении Государственной границы.
Статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В силу данной нормы лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг.
Аналогичная норма содержится в статье 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Следовательно, положениями вышеприведенных Законов предусмотрена оплата работодателями работникам проезда к месту отпуска и обратно только в пределах территории Российской Федерации, и лица, выезжающие на отдых за границу Российской Федерации, имеют право на оплату стоимости проезда только по территории Российской Федерации.
Соответственно, компенсация работникам стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации обложению страховыми взносами не подлежит.
Таким образом, работодатель обязан компенсировать работнику проезд от пункта пропуска до Государственной границы Российской Федерации (в пределах территории Российской Федерации). При этом подлежит установлению стоимость проезда, которая может быть определена по соответствующим проездным документам (билетам), если был оплачен проезд именно от пункта пропуска до Государственной границы или справкам перевозчиков о стоимости проезда до Государственной границы Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция, изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 7828/12.
Материалами дела подтверждается, что Учреждение компенсировало своим работникам отпуск за пределами Российской Федерации в размере компенсации расходов по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно только в пределах Российской Федерации. В подтверждение понесенных работниками Учреждения расходов по оплате проезда работники представляли справки, выданные транспортными организациями, о стоимости авиаперелета по территории Российской Федерации. Доказательств недостоверности сведений, содержащихся в данных справках о стоимости проезда, завышения указанной в справках стоимости проезда, или неверного исчисления Учреждением сумм выплаченных компенсаций, Отделением ФСС по Республике Карелия в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы Отделения ФСС по Республике Карелия.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.03.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 по делу N А26-113/2012, оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.