Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2012 (судья Тарасов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 (судьи Мельникова Н.А., Аносова Н.В., Шестакова М.А.) по делу N А42-3826/2011,
установил:
Комитет по развитию городского хозяйства Администрации города Мурманска, место нахождения: 183038, город Мурманск, улица Профсоюзов, дом 20, ОГРН 1055100224519 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - МФ России) о взыскании 1 027 787 руб. 20 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки населению за период с 01.07.2008 по 31.12.2008.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Мурманской области (далее - МФ МО), Министерство труда и социального развития Мурманской области (далее - Министерство труда), муниципальное унитарное предприятие "Мурманский регистрационно-информационный вычислительный центр" (далее - МУП "МРИВЦ"), государственное областное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" (далее - ГОКУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска").
Решением суда первой инстанции от 28.04.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012, исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Комитета взыскано 1 027 787 руб. 20 коп.
В кассационной жалобе МФ России, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Комитет, МФ России, МФ МО, Министерство труда, МУП "МРИВЦ" и ГОКУ "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитетом 16.03.2007 заключен государственный контракт с Управлением социальной защиты населения комитета по труду и социальному развитию Мурманской области по городу Мурманску (далее - Управление) N 15ф о компенсации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержи по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Предметом названного контракта является возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержи по оплате жилья, коммунальных услуг, оказываемых гражданам в соответствии со следующими нормативными актами: Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652, приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.03.2005 N 243, постановление Правительства Мурманской области от 15.03.2007 N 121-ПП.
Согласно пункту 2.1.1 контракта Комитет не позднее 10-го числа, следующего за отчетным, представляет отдельно по поставщикам в соответствии с Приложением N 4, список граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки в электронном виде на электронных носителях с сопроводительным письмом, в котором указано количество записей сформированный МУП "МРИВЦ".
Пунктом 2.2.1 контракта установлено, что Управление при поступлении от Комитета документов, указанных в пункте 2.1.1, производит автоматизированную сверку в течение пяти рабочих дней и составляет акт результатов сверки, подтверждающий численность граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки и сумму расходов по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, подлежащую возмещению, в соответствии с нормативными актами, указанными в пункте 1.1 контракта.
Начисление льгот населению и формирование единого платежного документа на основании имеющейся базы данных осуществляет МУП "МРИВЦ" в соответствии с договором поручения от 01.06.2005, заключенным с Комитетом.
Сформированные выходные формы в соответствии с государственным контрактом от 16.03.2007 N 15ф направляются в Управление для проведения автоматизированной сверки списков льготных категорий граждан. По итогам сверки Управлением производится перечисление средств ресурсоснабжающим организациям для возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг.
На основании результатов сверки Комитет выставляет Управлению счета для возмещения расходов.
Автоматизированная сверка списков граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки в июле - декабре 2008 года, своевременно и в полном объеме не была проведена, вследствие чего денежные средства для возмещения расходов Комитета за указанный период в сумме 1 027 787 руб. 20 коп. не были перечислены.
Отказ Управления возместить указанные расходы явился основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" отдельные категории граждан имеют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов (далее - Правила N 652).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 652 финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год. Субвенции перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Учет операций по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется на лицевом счете получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации, открытом в органе Федерального казначейства (пункт 4 Правил N 652).
Постановлением Правительства Мурманской области от 15.03.2007 N 121-ПП утверждены Правила расходования субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджету Мурманской области для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов (действовали в спорный период; далее - Правила N 121-ПП).
Согласно пункту 7 Правил N 121-ПП возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, оказываемых гражданам, производится на основании договоров, заключаемых Учреждениями социальной защиты населения с исполнителем, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги населению (комитет городского хозяйства (КРГХ), управляющая организация, товарищество собственников жилья, службы муниципального заказчика и другие организации и лица на основании статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Расчеты с Исполнителем, осуществляющим соответствующие виды деятельности, производятся учреждениями социальной защиты на основании документов, подтверждающих фактические расходы. Учет граждан, воспользовавшихся правом на меры социальной защиты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) ведут учреждения социальной защиты (пункты 8, 9 Правил N 121-ПП).
Из материалов дела следует и судами установлено, что Комитетом заключены соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями, перечень которых приведен в Приложении N 4 к государственному контракту от 16.03.2007 N 15ф.
Судами также установлено, что расходы Комитета по предоставлению гражданам льгот за июль - декабрь 2008 года не были возмещены, что привело к возникновению убытков в виде расходов по государственному контракту от 16.03.2007 N 15ф в размере 1 027 787 руб. 20 коп.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 19 этого же постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что поскольку предоставление льгот по государственному контракту от 16.03.2007 N 15ф является расходным обязательством Российской Федерации, расходы по льготам за июль-декабрь 2008 года по названному контракту обоснованно предъявлены Комитетом Российской Федерации в лице финансового органа.
Судебные инстанции в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили все представленные сторонами доказательства и пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия у Комитета убытков, возникших в связи с предоставлением мер социальной поддержки населению, и обоснованности расчета предъявленных сумм.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 по делу N А42-3826/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.