Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Котласский" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.07.2012 (судья Шашков А.Х.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2012 (судьи Носач Е.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А05-6007/2012,
установил:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Котласский", место нахождения: 165300, Архангельская обл., г. Котлас, ул. Дзержинского, д. 8, ОГРН 1022901028204 (далее - Отдел), обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования "Город Коряжма", место нахождения: 165651, Архангельская обл., г. Коряжма, пр. Ленина, д. 29, ОГРН 1022901143308 (далее - Администрация) о признании права оперативного управления истца на относящиеся к федеральной собственности нежилые помещения общей площадью 77, 4 кв.м, расположенные по адресу: Архангельская обл., г. Коряжма, ул. Кирова, д. 3.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, ОГРН 1092901006725 (далее - Управление Росимущества).
Решением от 13.07.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.10.2012, в иске отказано.
В кассационной жалобе Отдел, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение от 13.07.2012 и постановление от 04.10.2012 и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает следующее: суды не учли, что спорные помещения используются истцом для обеспечения деятельности полиции, поэтому Администрация в силу императивных положений статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), а также в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должна принять решение о передаче этих помещений из муниципальной собственности в федеральную.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет по управлению имуществом г. Коряжмы (арендодатель) и отдел внутренних дел администрации г. Коряжмы (арендатор) заключили 19.04.2000 договор N 8 (в редакции дополнительных соглашений от 03.01.2001, 04.05.2001, 17.12.2001, 01.01.2003) аренды нежилых помещений общей площадью 77,4 кв.м, расположенных в жилом доме (общежитии) по адресу: г. Коряжма, ул. Кирова, д. 3.
В дальнейшем муниципальное образование "Город Коряжма" в лице Комитета по управлению имуществом г. Коряжмы передало названные помещения в аренду Коряжемскому городскому отделу внутренних дел по договору от 01.01.2004 N 107 на неопределенный срок.
Согласно выписке из Реестра муниципального имущества жилой дом по указанному адресу является муниципальной собственностью.
Отдел 13.07.2011 и 18.05.2011 обратился в Администрацию с заявлениями о передаче на основании части 9 статьи 54 Закона о полиции названных помещений в федеральную собственность.
Администрация в письмах от 07.06.2011, 19.07.2011, 11.10.2011 отказала Отделу в удовлетворении его заявлений, поскольку городская Дума муниципального образования "Город Коряжма" отклонила проект решения о передаче названных помещений в федеральную собственность.
Отдел, ссылаясь на то, что спорные помещения используются в деятельности полиции с 2000 года, а следовательно, относятся к федеральной собственности, обратился в суд с настоящим иском.
Суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии предусмотренных действующим законодательством оснований для удовлетворения иска.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
Как предусмотрено пунктами 9, 10 статьи 54 Закона о полиции, используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с данным пунктом имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Из указанных правовых норм не следует, что на имущество, используемое полицией, возникает право собственности. Напротив, этими нормами предусмотрена передача в федеральную собственность имущества, соответствующего определенным в пункте 9 статьи 54 Закона о полиции критериям, находящегося на момент вступления этого Закона в силу в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности.
В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право оперативного управления является производным от права собственности.
Пунктом 1 статьи 299 ГК РФ предусмотрено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно материалам дела спорные помещения, используемые истцом на праве аренды с 2000 года, находятся в муниципальной собственности и в федеральную собственность не передавались.
В силу пункта 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, право на обращение в суды с исками от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом имеет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Иск о признании права федеральной собственности Российской Федерации на спорные помещения уполномоченным органом не предъявлялся.
В данном случае у истца как федерального бюджетного учреждения не могло возникнуть право оперативного управления в отношении имущества, являющегося муниципальной собственностью и не переданного в федеральную собственность.
При таком положении кассационная инстанция считает, что суды, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказали в иске.
Доводы жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм законодательства, не предусматривающих возникновение права федеральной собственности на имущество без передачи его в установленном порядке из муниципальной собственности.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.07.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2012 по делу N А05-6007/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Котласский" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.