Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 11.12.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Веселовой Анны Геннадьевны на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.06.2012 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Чельцова Н.С.) по делу N А13-5833/2012,
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Чагодещенском, Бабаевском районах, место нахождения: 162610, Вологодская область, город Череповец, улица Ломоносова, дом 42, ОГРН 1053500015588 (далее - Отдел, ТО Роспотребнадзора), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Веселовой Анны Геннадьевны, место нахождения: 162600, Вологодская область, город Череповец, ОГРНИП 304352809800100 (далее - Предприниматель), к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 18.06.2012, оставленным без изменения, постановлением апелляционного суда от 11.09.2012, Предприниматель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
В кассационной жалобе Веселова А.Г. просит отменить указанные решение и постановление, а дело направить на новое рассмотрение.
В адрес Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа 04.12.2012 от Предпринимателя и 10.12.2012 от Отдела поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Веселовой А.Г. и ТО Роспотребнадзора, что не противоречит нормам статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность принятых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области от 17.04.2012 N 1015-7 ТО УФСН в магазине "Десяточка" по адресу: Вологодская область, город Череповец, Боршодская улица, дом 30 Отделом проведена внеплановая выездная проверка, задачей которой было выявление нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей.
По результатам проверки ТО Роспотребнадзора составлены докладная и протокол от 27.04.2012 N 501/06-05НО об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ Отдел обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Веселовой А.Г. к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения.
С данным выводом согласился и апелляционный суд.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу Веселовой А.Г. не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 33 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции или в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.
Согласно части 65 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Закон N 88-ФЗ) сыр, плавленый сыр, сырный продукт, плавленый сырный продукт копченые - сыр, плавленый сыр, сырный продукт, плавленый сырный продукт, подвергнутые копчению и имеющие характерные для копченых пищевых продуктов специфические органолептические свойства.
В силу части 6 статьи 35 Закона N 88-ФЗ каждая упаковка продуктов переработки молока должна иметь маркировку, этикетку и при необходимости листок-вкладыш или ярлык, содержащие информацию для потребителей в соответствии со статьей 36 данного Закона.
Частью 1 статьи 36 Закона N 88-ФЗ установлено, что молоко и продукты его переработки должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и требованиям настоящего Федерального закона.
Частью 25 данной статьи Закона N 88-ФЗ предусмотрено, что молоко и продукты его переработки, расфасованные в потребительскую тару и реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, должны иметь маркировку, содержащую следующую информацию:
1) наименования таких продуктов с использованием понятий, предусмотренных статьями 4 и 14 данного Закона, и соблюдением требований к их применению, установленных настоящей статьей;
2) массовая доля жира в процентах (кроме обезжиренных продуктов переработки молока, сыра, сырных продуктов, плавленых сыров, плавленых сырных продуктов), массовая доля жира в пересчете на сухое вещество в процентах для сыра, сырных продуктов, плавленых сыров, плавленых сырных продуктов. При нанесении на потребительскую тару маркировки продуктов, произведенных из цельного молока, допускается указывать массовую долю жира с использованием слов "от", "до" в процентах с дополнительной информацией о массовой доле жира в процентах для каждой партии таких продуктов любым доступным способом с использованием одного из размеров шрифтов, предусмотренных частью 2 статьи 37 настоящего Закона, маркировки сухих продуктов детского питания на молочной основе, сухих молочных смесей, сухих молочных напитков, сухих молочных каш допускается указывать массовую долю жира в граммах после слов "пищевая ценность";
3) массовая доля молочного жира в процентах в жировой фазе (для молокосодержащих продуктов);
4) наименование и место нахождения изготовителя (адрес, в том числе страна и (или) место происхождения таких продуктов) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий, касающихся молока и продуктов его переработки, от потребителей на территории Российской Федерации (при наличии данных претензий);
5) товарный знак изготовителя молока и продуктов его переработки (при наличии товарного знака);
6) масса нетто или объем таких продуктов. Масса нетто указывается в отношении таких продуктов, если они имеют сыпучую, твердую, пастообразную или вязкопластичную консистенцию либо для них нет методик выполнения измерений плотности. Объем или масса нетто (по усмотрению изготовителя) указывается для продуктов, имеющих жидкую консистенцию, если для таких продуктов существуют методики выполнения измерений плотности и (или) дозировочное оборудование;
7) состав таких продуктов с указанием входящих в них компонентов. Список входящих в состав таких продуктов компонентов формируется в порядке убывания их массовой доли на момент производства таких готовых продуктов. Если компонент представляет собой пищевой продукт, состоящий из двух и более компонентов, этот пищевой продукт может быть включен в состав продуктов переработки молока под своим наименованием. Молочные продукты, входящие в состав молочного составного продукта или молокосодержащего продукта, в списке компонентов указываются под своими наименованиями. Функционально необходимые для производственного процесса и не входящие в состав готового продукта компоненты указываются после слов "с использованием". В составе такой продукции указываются наименования пищевых продуктов, пищевых добавок, ароматизаторов, компонентов, имеющих нетрадиционный состав. Компоненты, входящие в состав глазури, указываются отдельно;
8) пищевая ценность таких продуктов (содержание в готовом продукте жира, белков, углеводов, в том числе сахарозы) в процентах или в граммах в расчете на 100 граммов таких продуктов, энергетическую ценность в калориях или килокалориях;
9) содержание в готовом кисломолочном или сквашенном продукте микроорганизмов (молочнокислых, бифидобактерий и других пробиотических микроорганизмов, а также дрожжей - колониеобразующих единиц в грамме такого продукта);
10) содержание в готовом обогащенном продукте микро- и макроэлементов, витаминов, других используемых для обогащения такого продукта веществ с указанием отношения количества добавленных в такой продукт веществ к суточной дозе потребления этих веществ и особенностей употребления такого продукта;
11) информация о наличии компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (в случае их наличия в количестве более чем 0,9 процента);
12) условия хранения молока и молочной продукции (в том числе до вскрытия упаковок продуктов детского питания на молочной основе в случаях хранения вскрытых упаковок и обязательно после вскрытия этих упаковок, для скоропортящихся продуктов со сроком годности до 30 дней - в случае отличия условий хранения таких продуктов в невскрытых упаковках и во вскрытых упаковках);
13) дата производства (изготовления) и дата упаковки молочной продукции (при несовпадении этих дат), обозначенные двузначными числами, - час, число, месяц (для скоропортящейся молочной продукции со сроком годности, исчисляемым часами), число, месяц, год (для скоропортящейся молочной продукции со сроком годности до 30 дней), месяц, год (для нескоропортящейся молочной продукции, в том числе консервов);
14) срок годности, обозначенный двузначными числами, - час, число, месяц (для скоропортящейся молочной продукции со сроком годности, исчисляемым часами), число, месяц, год (для скоропортящейся молочной продукции со сроком годности до 30 дней), месяц, год (для нескоропортящейся молочной продукции, в том числе консервов). Сроки годности указываются после слов "Годен до", "Употребить до" или "Использовать до". Допускается указывать срок годности в часах, днях, месяцах ("Срок годности 36 часов", "Срок годности 14 дней (суток)", "Срок годности 6 месяцев", "Годен 14 суток", "Годен 6 месяцев");
15) способы и условия употребления молочной продукции (при необходимости);
16) документ, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована такая продукция;
17) информация о подтверждении соответствия такой продукции требованиям настоящего Федерального закона;
18) не допускается использовать понятие "молоко" на потребительской таре в наименованиях молока и продуктов его переработки в случае использования при их производстве сухого цельного молока, сухого обезжиренного молока;
19) информация об использовании немолочных жиров при производстве молокосодержащих продуктов в соответствии с технологией, которой предусматривается замена молочного жира жирами немолочного происхождения (за исключением сливочно-растительных спредов), размещается вместе с полным наименованием соответствующего вида молокосодержащих продуктов (например, "сметанный продукт с растительным жиром", "сырок с растительным жиром") на передней стороне потребительской тары.
Статьей 37 Закона N 88-ФЗ установлены правила нанесения этикеток.
В соответствии с частями 1 и 2 данной статьи этикетки наносятся на каждую единицу потребительской и (или) транспортной тары и располагаются на одном и том же удобном для прочтения месте. На этикетке информация должна быть изложена на русском языке. Дополнительная информация может быть изложена на государственных языках республик, на языках народов Российской Федерации, иностранных языках. Информация о продукте переработки молока, изложенная на других языках, должна быть идентична информации, изложенной на русском языке. Информация на этикетке должна соответствовать требованиям статьи 36 данного Закона. Наименование продукта переработки молока размещается на этикетке, размещаемой на передней стороне потребительской тары, с использованием шрифта, размер которого должен быть не менее чем 9,5 кегля, на потребительской таре объемом или массой менее чем 100 миллилитров (граммов) с использованием шрифта, размер которого составляет не менее чем 8,5 кегля. При невозможности размещения всего объема необходимой информации на этикетке часть информации, за исключением наименования изготовителя, наименования продукта переработки молока, значения массы нетто или объема, состава, пищевой ценности, даты производства, срока годности или хранения, условий хранения такого продукта, наименования документа, в соответствии с которым произведен такой продукт, и знака соответствия, может быть размещена на листке-вкладыше. При этом на этикетке такого продукта должна быть размещена надпись: "Дополнительная информация - см. листок-вкладыш".
В данном случае суды двух инстанций пришли к выводу о нарушении Предпринимателем требований Закона N 184-ФЗ, а также Закона N 88-ФЗ.
Материалами дела подтверждается, что в магазине "Десяточка" находящегося по адресу: Вологодская область, город Череповец, Боршодская улица, дом 30 на этикетке с маркировкой, нанесенной в указанном магазине, содержится следующая информация: сыр "Король Артур 50%, Украина, вес, цена, упакован 22.04.2012 г"; "Сыр "Российский 50%, Щучин, Беларусь, вес, цена, упакован 22.04.2012 г"; сыр "Пошехонский 45%; вес, цена, Беларусь, Слуцк"; сыр "Дваро, 50%, Литва, упакован 22.04.2012 г". При этом на данной маркировке отсутствует следующая информация: наименование и место нахождения изготовителя; товарный знак изготовителя (при наличии); состав с указанием входящих в них компонентов; пищевая и энергетическая ценность; информация о наличии компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов; условия хранения; дата производства (изготовления) и дата упаковки (при несовпадении этих дат); срок годности; документ, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована такая продукция; информация о подтверждении соответствия такой продукции требованиям Закона N 88-ФЗ. На продукт плавленый сырный, копченый с молочным и растительным жиром (изготовитель ЗАО "Янтарь", город Воронеж, Московский проспект) в магазине "Десяточка" нанесена этикетка с маркировкой сыр "колбасный "Янтарь", вес, цена, упакован 22.04.2012 г". Также на каждой единице потребительской упаковки отсутствует следующая информация о продукте: массовая доля жира в перерасчете на сухое вещество в процентах; массовая доля молочного жира в процентах в жировой фазе; наименование и место нахождения изготовителя (адрес, в том числе страна и (или) место нахождения таких продуктов); товарный знак изготовителя молока и продуктов его переработки (при наличии товарного знака); состав продукта с указанием входящих в них компонентов; пищевая ценность, энергетическая ценность в калориях или килокалориях; информация о наличии компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов; условия хранения; дата производства (изготовления) и дата упаковки (при несовпадении этих дат); срок годности; документ, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована такая продукция; информация о подтверждении соответствия такой продукции требованиям Закона N 88-ФЗ, информация об использовании немолочных жиров при производстве. На полутвердом копченом сыре "Смокинг", (изготовитель АО "Яунпилс Пиенотава", Яунпилская волость, Яунпилский край, Латвия) весом 0,2 кг на маркировке для потребителей отсутствует информация о дате изготовления продукта.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приняв во внимание отсутствие у ответчика доказательств невозможности соблюдения Веселовой А.Г. законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, суды двух инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Предпринимателя состава указанного административного правонарушения.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ суд апелляционной инстанции произвел оценку протокола ТО Роспотребнадзора об административном правонарушении и докладной, а также акта проверки от 27.04.2012, после чего сделал правильный вывод о том, что при привлечении Предпринимателя к административной ответственности нарушений допущено не было.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы Веселовой А.Г., содержащиеся в кассационной жалобе, ранее уже были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, где им дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, то основания для их отмены установленные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.06.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 по делу N А13-5833/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Веселовой Анны Геннадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.