Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Промотходы" Федосеенко Л.Л. по доверенности от 15.10.2012 N 01-98, от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Агеевой Е.А. по доверенности от 29.08.2012, Шарапко Д.А. по доверенности от 07.09.2012 N 01-19/8851,
рассмотрев 10.12.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Промотходы" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012 (судьи Есипова О.И., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-11931/2012,
установил:
Закрытое акционерное общество "Промотходы" (место нахождения: 188683, Ленинградская область, деревня Самарка, участок N 1; ОГРН 1024700556693; далее - Общество, ЗАО "Промотходы") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора, лицензирующий орган) от 01.12.2011 N 2075 об отказе в предоставлении лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (далее - лицензия) и обязании предоставить лицензию в соответствии с заявлением от 17.10.2011 N 01-69.
Решением суда от 15.06.2012 (судья Синицына Е.В.) заявленные требования удовлетворены. Решение Департамента Росприроднадзора, оформленное приказом от 01.12.2011 N 2075, об отказе в предоставлении ЗАО "Промотходы" лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности признано незаконным, Департамент Росприроднадзора обязан предоставить Обществу указанную лицензию в соответствии с заявлением последнего от 17.10.2011 N 01-69.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012 решение от 15.06.2012 отменено. Заявителю отказано в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда от 15.06.2012.
По мнению подателя жалобы, принадлежащий Обществу полигон твердых бытовых отходов "Северная Самарка" отвечает установленным законодательством нормам и стандартам для осуществления лицензируемого вида деятельности по размещению отходов III - IV классов опасности.
Кроме того, наличие у Общества данного полигона в пользовании по договору аренды подтверждается представленным в материалы дела договором аренды. Регистрация права аренды на земельный участок произведена в установленном порядке и не оспаривается Департаментом Росприроднадзора.
Податель жалобы также ссылается на то обстоятельство, что судом апелляционной инстанции дана неверная оценка факту регистрации объекта размещения отходов "Полигон твердых отходов "Северная Самарка" в государственном реестре объектов размещения отходов.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представитель Департамента Росприроднадзора возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Промотходы" обратилось 17.10.2011 в Департамент Росприроднадзора с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности.
Департаментом проведена проверка полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах, а также проверка возможности соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. По результатам проверки составлен акт от 18.11.2011 N ЛВ-251/13, согласно которому заявителем не представлены документы, свидетельствующие о наличии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, что является нарушением подпункта "а" пункта 3 Положения от 26.08.2006 N 524 "О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Положение).
Приказом Департамента Росприроднадзора от 01.12.2011 N 2075 Обществу отказано в предоставлении испрашиваемой лицензии со ссылкой на пункт 7 статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99) (несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям).
Считая принятое решение незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции исходил из того, что заявителю фактически предоставлен в аренду земельный участок - полигон "Северная Самарка", находящийся по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, и соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционная коллегия указала на непредставление заявителем документов, подтверждающих принадлежность ему на праве собственности или ином законном основании объектов размещения отходов I - IV классов опасности. Как указал суд апелляционной инстанции, в материалах дела отсутствуют сведения о регистрации права аренды на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а предусмотренный договором вид использования земель - строительство производственно-хозяйственной зоны и полигона твердых бытовых отходов не может подтверждать наличие у лицензиата принадлежащих ему на законном основании объектов размещения отходов.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, судебная коллегия считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Законом N 99-ФЗ.
Как предусмотрено пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ (в действовавшей в спорный период редакции) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, на момент обращения соискателя лицензии в Департамент Росприроднадзора регулировался Положением.
В соответствии с пунктом 2 Положения лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (лицензирующий орган).
Пунктом 3 названного Положения установлены лицензионные требования и условия осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности. В подпункте "а" пункта 3 Положения установлено обязательное наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В пункте 5 Положения о лицензировании указан перечень документов, необходимых для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (далее - лицензия), в числе которых: копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям (подпункт "д"); копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности (подпункт "е").
При этом лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения заявлении и документах, а также проверку возможности соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
Как установлено судами, к заявлению от 17.10.2011 N 01-69 о предоставлении лицензии Обществом были представлены:
1. заключенный 26.10.1998 администрацией муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" и ЗАО "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов" договор аренды земельного участка площадью 61 га, находящегося по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, полигон "Северная Самарка", сроком до 30.06.2023 года для строительства производственно-хозяйственной зоны и полигона твердых отходов;
2. договор от 06.02.2008 N 1 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земель для несельскохозяйственных целей от 26.10.1998 N ЛО-3507-8332, заключенный ЗАО "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов" с ЗАО "Промотходы".
Вывод апелляционного суда об отсутствии сведений о регистрации права аренды истца на указанный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не соответствует имеющимся в материалах дела сведениям о государственной регистрации права (Акт лицензионной проверки Росприроднадзора N ЛВ-251/13 от 18.11.2011 (том 3, лист 41). Росприроднадзор также не указывал в качестве основания для отказа в выдаче лицензии отсутствие государственной регистрации вышеуказанных договоров.
В соответствии с лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности лицензиат должен подтвердить наличие объекта размещения отходов.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов, в том числе полигон.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В материалах дела имеется письмо Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу от 10.03.2011 N 02-27/1507, подтверждающее внесение в государственный реестр объектов размещения отходов полигона твердых отходов "Северная Самарка" (том 1, лист 30).
Как указал суд апелляционной инстанции, в целях реализации пункта 6 статьи 12 и пункта 2 статьи 20 Закона N 89-ФЗ Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов, который не вступил в законную силу.
Между тем деятельность по ведению государственного кадастра отходов, включая государственный реестр объектов размещения отходов, осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и паспортизации опасных отходов".
Ссылка суда апелляционной инстанции на пояснения представителя лицензирующего органа о том, что внесение сведений в названный реестр полигона твердых отходов "Северная Самарка" не является доказательством введения в эксплуатацию объекта размещения отходов, а служит основанием для учета его как несанкционированной свалки, не подтверждается материалами дела.
Между тем суды не устранили имеющиеся противоречия и не дали надлежащей правовой оценки этому обстоятельству.
При таких обстоятельствах следует признать, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, что является основанием для отмены обжалуемого постановления на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
Решение суда первой инстанции также не подлежит оставлению в силе, поскольку суд не дал оценки всем обстоятельствам, имеющим правовое значение в рамках настоящего дела.
С учетом изложенного, принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать надлежащую правовую оценку всем доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам, проверить представление необходимого комплекта документов, соответствие спорного полигона требованиям, предъявляемым законом к объекту размещения отходов, а также наличие законных прав пользования данным объектом.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012 по делу N А56-11931/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.