Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л., Кадулина А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Серово" Сергеева Д.Г. (доверенность от 21.12.2012), от Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Савеловой Д.О. (доверенность от 14.05.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2012 (судья Данилова Н.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Серикова И.А.) по делу N А56-72146/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Серово", место нахождения: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Московская ул., д. 25, ОГРН 1037828077231 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, место нахождения: Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН 1027809244561 (далее - КУГИ), оформленного письмами от 04.10.2011 N 25873-32 и от 01.12.2011 N 32080-321, в праве Общества выкупить девятнадцать земельных участков, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пос. Серово, Приморское ш., д. 644, лит. А, Б, В, Н, О, П, М, Т, Р, С, Ш, Ч, Щ, Ц, Х, Ф, Ю, Э, У; устранении нарушений прав и законных интересов заявителя путем обязания КУГИ в пятнадцатидневный срок с момента вступления решения в силу направить Обществу проекты договоров купли-продажи названных земельных участков на условиях, действовавших на момент подачи заявок на выкуп, с предложением об их заключении.
Решением от 28.04.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 данное решение оставлено без изменения.
КУГИ в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, общий запрет на приватизацию земель в границах особо охраняемых природных территорий установлен статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), а в силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации только федеральным законом может быть установлено исключение из данного правила.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что из системного толкования статей 6, 15, 24 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) и статей 27, 28, 95 Земельного кодекса Российской Федерации не вытекает запрет на приватизацию земель, расположенных в границах государственных природных заказников регионального значения.
В судебном заседании представитель КУГИ поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы, дополнительно сославшись на пункт 8 Положения о комплексном заказнике "Гладышевский", утвержденного распоряжением губернатора Санкт-Петербурга и губернатора Ленинградской области от 28.07.96 N 103-р/89-рг (далее - Положение о заказнике). Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного Распоряжения следует читать как "26.07.1996"
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежат на праве собственности нежилые здания, расположенные на спорных земельных участках.
Указанные участки предоставлены Обществу в аренду по договору от 10.11.2003 N 22/ЗД-01659 с учетом дополнительных соглашений от 01.04.2004, от 24.04.2007 к нему для оздоровительных целей сроком по 15.09.2052.
Общество обратилось в КУГИ с заявлениями о приватизации земельных участков, занятых принадлежащими ему объектами недвижимого имущества.
КУГИ письмами от 04.10.2011 N 25873-32 и от 01.12.2011 N 32080-321 сообщил об отказе Обществу в праве выкупа земельных участков, поскольку участки находятся в зоне особо охраняемых природных территорий, имеющих особое природоохранное значение, и расположены в границах государственного природного заказника регионального значения "Гладышевский", в силу пунктов 2 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничены в обороте, а федеральный закон, устанавливающий возможность приватизации таких участков, отсутствует.
Общество, считая, что законом не установлен запрет на приватизацию земельных участков, ограниченных в обороте, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 того же Кодекса исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на этих участках, в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом и федеральными законами.
Пунктом 4 статьи 28 названного Кодекса предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Как установлено судами, спорные земельные участки находятся в границах комплексного заказника "Гладышевский" регионального значения, занимающего площадь 8419 га, в том числе в Ленинградской области - 7654 га, в Санкт-Петербурге - 765 га. Заказник создан в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга и губернатора Ленинградской области от 28.07.96 N 103-р/89-рг, которым утверждено Положение о заказнике. Спорные участки расположены в той части заказника, которая находится на территории Санкт-Петербурга и в отношении которой в настоящее время действует данное Положение.
Согласно пункту 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях земли государственных природных заказников относятся к землям особо охраняемых природных территорий. В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 названного Кодекса земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 данной статьи (государственные природные заповедники и национальные парки), ограничиваются в обороте и могут быть приватизированы при наличии в федеральном законе соответствующего разрешения.
Удовлетворяя требования Общества, суды со ссылкой на положения статей 27, 28, 36, 95 Земельного кодекса Российской Федерации в совокупности пришли к выводу, что нахождение земельных участков в пределах особо охраняемых природных территорий не препятствует предоставлению их в частную собственность.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий относятся к землям особо охраняемых территорий, представляющих собой земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Пунктом 4 упомянутой статьи определено, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, порядок их использования и охраны устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях государственные природные заказники относятся к землям особо охраняемых природных территорий, которые являются объектами общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Согласно пункту 6 статьи 2 упомянутого Федерального закона особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из статей 22, 24 Закона об особо охраняемых природных территориях государственные природные заказники регионального значения создаются по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые определяют задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника.
Пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ограничиваются в обороте земли в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 названной статьи, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Из пункта 2 этой статьи следует, что данные земли не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земли особо охраняемых природных территорий приватизации не подлежат. Аналогичная норма установлена в статье 58 Закона об охране окружающей среды.
Таким образом, федеральный закон, предусматривающий передачу земель особо охраняемых природных территорий в частную собственность, отсутствует.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, на которых в установленном порядке уполномоченным органом путем принятия нормативного акта образованы государственные природные заказники, являются землями особо охраняемых природных территорий и отчуждению в частную собственность не подлежат.
Приведенная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2012 N 5366/12.
Суды, установив, что спорные земельные участки находятся в границах комплексного заказника "Гладышевский" регионального значения, не указали мотивы, по которым не применили нормы, определяющие правовой режим особо охраняемых природных территорий, содержащиеся в иных, кроме Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законах; не проанализировали имеющийся в деле нормативный правовой акт органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым образован заказник "Гладышевский" и которым установлены особенности режима его охраны.
Поскольку в силу закона государственные природные заказники регионального значения создаются нормативными актами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и такой акт в данном случае был принят, судам следовало обсудить вопрос о привлечении к участию в деле специально уполномоченного органа государственного управления в соответствующей области, в ведении которого находится комплексный заказник, а также администрации заказника, обеспечивающей функционирование заказника.
Таким образом, поскольку при рассмотрении дела суды не исследовали в полном объеме ограничения оборота спорных земельных участков и не установили круг лиц, права и интересы которых могут быть затронуты судебным актом по существу спора, следствием чего стало неприменение всех подлежащих применению норм материального права, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела судам в случае установления фактических обстоятельств, схожих с обстоятельствами, установленными при рассмотрении дела Арбитражного суда Свердловской области N А60-38296/2010, необходимо учесть толкование норм права, содержащееся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2012 N 5366/12.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 по делу N А56-72146/2011 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.