Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга Буслаевой О.А. (доверенность от 25.12.2012 N 01-04-2785/12), от Санкт-Петербургского государственного унитарного дорожного предприятия "ЦЕНТР" Белокопытова М.Ю. (доверенность от 01.12.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2012 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012 (судьи Шульга Л.А., Борисова Г.В., Фокина Е.А.) по делу N А56-15220/2012,
установил:
Санкт-Петербургское государственное унитарное дорожное предприятие "ЦЕНТР", место нахождения: 199406, Санкт-Петербург, Малый проспект, В.О., дом 68, ОГРН 1037843063708 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга (далее - ГАТИ) от 22.02.2012 N 517 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 52005 от 16.01.2012, которым Предприятие привлечено к административной ответственности по пункту 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением суда от 04.07.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012, заявленные Предприятием требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ГАТИ, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель ГАТИ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ГАТИ 13.01.2012 по адресу: Санкт-Петербург, улица Черняховского, от набережной Обводного канала до Транспортного переулка, включая парковки, было выявлено нарушение сроков и порядка проведения работ по уборке от снега и наледи проезжей части, тротуаров по четной и нечетной стороне (величина снежного покрова местами превышала 0,2 м), о чем составлен соответствующий акт от 13.01.2012.
В соответствии с требованиями статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом ГАТИ с участием представителя Предприятия и двух понятых 16.01.2012 произведен осмотр проезжей части и тротуаров четной и нечетной стороны по адресу: Санкт-Петербург, улица Черняховского, от набережной Обводного канала до Транспортного переулка, включая парковки. В ходе осмотра установлено нарушение сроков и порядка проведения работ по уборке от снега и наледи: проезжая часть не очищена от снега, величина снежного покрова местами более 0,05 м; тротуары не очищены от наледи в полном объеме. Результаты осмотра отражены в протоколе осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 16.01.2012 и фотодокументах, являющихся приложением к протоколу.
По факту выявленного нарушения ГАТИ составлен протокол от 16.01.2012 N 52005 о совершении Предприятием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 23 Закона N 273-70.
Постановлением ГАТИ от 22.02.2012 N 517 Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 23 Закона N 273-70, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Предприятию вменено в вину нарушение требований пунктов 3.1, 4.5.1, 5.1, 5.2, 5.2.1, 5.2.2, 5.3, 5.4 и 5.6 Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 (далее - Правила N 1334).
Согласно части 2 статьи 23 Закона N 273-70 нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
При этом, в силу статьи 2 Закона N 273-70 объектами благоустройства являются искусственные покрытия поверхности земельных участков, иные части поверхности земельных участков в общественно-деловых, жилых и рекреационных зонах, не занятые зданиями и сооружениями, в том числе площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, внутридворовые пространства, сады, парки, городские леса, лесопарки и др.
В разделе 1 Правил N 1334 определено, что данные Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территорий объектов благоустройства, порядок установления границ участков уборки территории Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил N 1334 объекты благоустройства должны содержаться в чистоте и исправном состоянии.
В силу пункта 4.5.1 Правил N 1334 специализированные дорожные предприятия и иные организации, на которые возложены в установленном порядке обязательства по уборке автомобильных дорог и иных территорий улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, осуществляют уборку территорий в границах красных линий автомобильных дорог регионального значения, пешеходных зон, а также работ по очистке, обеспыливанию, механизированной снегоочистке, расчистке от снежных заносов, борьбе с зимней скользкостью, погрузке и вывозу снега, распределению противогололедных материалов, очистке от снега и льда, борьбе с наледями, выполняемых на проезжей части искусственных дорожных сооружений, в соответствии с утвержденными адресными программами.
Пунктами 5.1 и 5.2 Правил N 1334 установлено, что с 16 октября по 15 апреля устанавливается период зимней уборки территории Санкт-Петербурга (далее - зимняя уборка). Зимняя уборка автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий и иных объектов благоустройства предусматривает работы, связанные с ликвидацией скользкости, удалением снега и снежно-ледяных образований.
Согласно пунктам 5.2.1 и 5.2.2 Правил N 1334 удаление гололеда и скользкости производится путем обработки покрытий тротуаров и проезжей части автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий противогололедными материалами. Удаление снега осуществляется путем его рыхления, подметания, сгребания, а также погрузки, вывоза и размещения в специально оборудованных местах.
Пунктом 5.3 Правил N 1334 предусмотрено, что сгребание и подметание снега с тротуаров и проезжей части улиц и автомобильных дорог начинается в зависимости от интенсивности снегопада, но не позднее чем при выпадении снега свыше 0,03 м. Проезжая часть автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием должна очищаться до твердого покрытия.
В соответствии с пунктами 5.4 и 5.6 Правил N 1334 сдвижка и подметание снега с тротуаров и пешеходных территорий производится сразу после начала снегопада в дневное время; на дворовых, внутриквартальных территориях - не позднее чем через час при условии выпадения снега свыше 0,03 м. После окончания снегопада указанные территории должны быть убраны не позднее чем через два часа и очищены до твердого покрытия. Уборка автомобильных дорог регионального значения, включая тротуары, пешеходных зон, дворовых, внутриквартальных территорий производится до 8 часов утра. Снег и наледь, сгребаемые с проезжей части и тротуаров, формируются в снежные валы в прилотковой зоне на удалении не более 1,5 м от бордюрного камня. Ширина сформированного снежного вала не должна превышать 1 м с учетом очищенной лотковой зоны.
Согласно пункту 5.10 Правил N 1334 погрузка и вывоз снега начинаются после формирования снежного вала и производятся круглосуточно до полного удаления снега. Вывоз снега с уличных магистралей осуществляется в первую очередь с дорог группы "А" и далее с дорог группы "Б" и "В". Сроки вывоза снега из прилотковой зоны, обеспечивающие безопасное движение транспорта и пешеходов, устанавливаются Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга.
Из материалов дела видно, что заявитель является специализированным дорожным предприятием; между Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга (далее - Комитет) и Предприятием (получатель) 30.12.2011 заключен договор о предоставлении субсидий N 8-СД/12, предметом которого является предоставление Комитетом в 2012 году субсидий из бюджета Санкт-Петербурга получателю в целях возмещения понесенных получателем затрат на содержание дорог в Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском, Центральном районах Санкт-Петербурга, в порядке и на условиях, определенных настоящим договором (пункт 1.1 договора). В силу пункта 1.4 названного договора его целью является обеспечение надлежащего содержания дорог.
Пунктом 1.4.1 договора установлено, что под надлежащим содержанием дорог в настоящем договоре понимается содержание получателем в полном соответствии с правовыми и техническими актами в области содержания дорог, в том числе указанными в подпункте 4.2.13 договора, дорог, указанных в адресном перечне для проведения работ по содержанию дорог на 2012 год, адресными программами комплексной уборки административных районов Санкт-Петербурга, в соответствии с заданиями на содержание дорог на отчетный месяц, указанными в подпункте 2.3 договора.
В соответствии с подпунктом 4.2.13 договора при исполнении принятых на себя обязательств получатель обязан соблюдать нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а также иных актов, в том числе ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения"; Технологический регламент производства работ по комплексной уборке улично-дорожной сети Санкт-Петербурга.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления ГАТИ от 22.02.2012 N 517, которым Предприятие привлечено к административной ответственности по пункту 2 статьи 23 Закона N 273-70 за нарушение сроков и порядка проведения работ по уборке объектов благоустройства от снега и наледи, Предприятие указало на то, что оно осуществляет уборку улично-дорожной сети в силу заключенного с Комитетом договора и на условиях данного договора, а также на то, что снегоуборочные работы проводятся в строгом соответствии с Технологическим регламентом производства работ по комплексной уборке улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству правительства Санкт-Петербурга от 30.08.2006 N 305-р (далее - Технологический регламент).
В соответствии с пунктом 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 нормативный срок окончания снегоочистки для автомобильных дорог и улиц категории "Б" составляет 5 часов с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
Согласно Технологическому регламенту завершающее сгребание и сметание снега в валы в лотковой зоне в дневное время для дорог категории "Б" производится с периодичностью 5 часов, а удаление снега из лотковой зоны осуществляется погрузкой и вывозом в срок до 6 суток либо складированием на газоны в течение 2 суток на всех группах дорог.
Судебными инстанциями на основании представленных в материалы дела справочных сведений Федерального государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями" установлено, что в Санкт-Петербурге наблюдался снегопад в ночь с 12 на 13 января 2012 года, который закончился в 7 часов 24 мин. 13 января, затем снегопад продолжился с 8 час. 24 мин. до 9 час. 24 мин. и с 12 час. 48 мин. шел без перерыва до 15 час. 31 мин. При этом за 12 января выпало 5 мм осадков, высота слоя свежевыпавшего снега составила 3,1 см; за 13 января выпало 6,2 мм осадков, высота слоя свежевыпавшего снега составила 1,5 см. Из имеющегося в материалах дела подробного прогноза по районам Санкт-Петербурга на 16.01.2012 следует, что в этот день с 09:00 по 12:00 также шел снег, высота слоя свежевыпавшего снега составила 0,2 см.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, а также наличие в протоколе осмотра и протоколе об административном правонарушении от 16.01.2012 противоречивых сведений о дате обнаружения правонарушения, судебные инстанции пришли к выводу о недоказанности ГАТИ наличия в действиях Предприятия события вмененного ему административного правонарушения нарушения сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга от снега и наледи.
Кроме того, в протоколе от 16.01.2012 и постановлении от 22.02.2012 в нарушение пункта 3 части 2 статьи 29.8 и пункта 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не указано событие рассматриваемого административного правонарушения.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Судами установлено, что ГАТИ при привлечении Предприятия к административной ответственности не было учтено, что при осуществлении деятельности по содержанию дорог заявитель в силу договора от 30.12.2011, заключенного с Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга, должен руководствоваться требованиями Технологического регламента и ГОСТа Р 50597-93.
Суд апелляционной инстанции с учетом части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сделал правильный вывод о том, что имеющиеся в Технологическом регламенте, ГОСТе Р 50597-93 и Правилах N 1334, которые регламентируют порядок и сроки проведения работ по уборке снега и наледи проезжей части, противоречия не могут свидетельствовать о наличии вины Предприятия во вменяемом ему административном правонарушении.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и доказательств.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012 по делу N А56-15220/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.