Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от Государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа "Ненецкая агропромышленная компания" Зуевой Г.Л. (доверенность от 29.12.2012), от Министерства финансов Архангельской области Турыгина Д.В. (доверенность от 14.06.2012 N 08/02-11/5),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Архангельской области, Министерства сельского хозяйства Архангельской области и Правительства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.07.2012 (судья Низовцева А.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 (судьи Носач Е.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А05-4230/2012,
установил:
Государственное унитарное предприятие Ненецкого автономного округа "Ненецкая агропромышленная компания", место нахождения: 166000, НАО, г. Нарьян-Мар, ул. Рыбников, дом 1а, ОГРН 10383402271039 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (далее - Министерство финансов) и Архангельской области в лице Министерства сельского хозяйства Архангельской области (далее - Министерство сельского хозяйства) о взыскании 5 390 850 руб. 67 коп. убытков, составляющих сумму невыплаченных субсидий на компенсацию части затрат на производство и реализацию продукции животноводства и оленеводства за сентябрь - ноябрь 2011 года по соглашению от 22.12.2010 (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Архангельской области (далее - Правительство).
Решением суда от 25.07.2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012, заявленные требования удовлетворены частично: с Архангельской области в лице Министерства сельского хозяйства Архангельской области за счет средств казны Архангельской области в пользу Предприятия взыскано 4 877 710 руб. 93 коп. убытков. В удовлетворении остальной части иска отказано. С Предприятия в доход федерального бюджета взыскано 2755 руб. государственной пошлины.
В кассационных жалобах Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства и Правительство, указывая на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и отказать Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Министерства финансов поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Министерство сельского хозяйства и Правительство о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием и Министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (далее - Министерство) заключено соглашение от 22.12.2010 N 04-11 о государственной поддержке Предприятия на 2011 год, согласно пункту 1.1 которого его предметом является предоставление Предприятию финансовой поддержки сельскохозяйственного производства по направлениям, предусмотренным статьей 8 Областного закона от 12.12.2007 N 467-23-ОЗ "Об осуществлении органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 467-23-ОЗ).
Пунктом 2.1.1 соглашения установлено, что Министерство осуществляет финансирование Предприятия по целевым статьям в пределах средств областного и федерального бюджетов, выделенных на поддержку сельскохозяйственного производства.
Предприятием представлено приложение N 1 к соглашению, в котором им в одностороннем порядке указаны заявляемые объемы государственной поддержки из средств областного бюджета на 2011 год. Согласно данному приложению Предприятие заявило о предоставлении субсидий на общую сумму 43 718 900 руб., из которой субсидии на компенсацию затрат на производство и реализацию продукции животноводства и оленеводства составляют 26 298 300 руб.
Предприятие предоставило справки-расчеты, согласно которым общая сумма субсидий на животноводческую продукцию, реализованную в 2011 году, подлежащих выплате из бюджета, составила 26 811 439 руб. 74 коп.
Из областного бюджета Предприятию были предоставлены субсидии на животноводческую продукцию на сумму 21 420 589 руб. 07 коп. Судом установлено, что не были выплачены субсидии по справкам-расчетам за сентябрь, октябрь и ноябрь 2011 года, направленным в адрес Министерства письмом от 09.12.2011 N 954, со ссылкой, что по состоянию на 01.10.2011 лимиты бюджетных ассигнований, предусмотренных на поддержку сельскохозяйственного производства округа, исчерпаны.
В связи с этим Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчиков 5 390 850 руб. 67 коп. невыплаченных субсидий как убытков, причиненных бездействием органов государственной власти Архангельской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что при подписании соглашения от 22.12.2010 Министерство сельского хозяйства приняло на себя обязанность предоставить субсидии на компенсацию затрат на производство и реализацию продукции животноводства и оленеводства в размере 26 298 300 рублей.
Однако из имеющегося в материалах дела соглашения от 22.12.2010 не следует, что Министерство сельского хозяйства приняло на себя обязанность предоставить субсидии на компенсацию затрат на производство и реализацию продукции животноводства и оленеводства в размере 26 298 300 рублей.
Сумма 26 298 300 рублей указана в приложении N 1 к договору как заявляемая сумма субсидий. Приложение подписано Предприятием в одностороннем порядке. Договор не содержит ссылок на это приложение. Указанная сумма также не содержится в договоре.
Пунктом 2.1.1 соглашения установлено, что Министерство осуществляет финансирование Предприятия по целевым статьям в пределах средств областного и федерального бюджетов, выделенных на поддержку сельскохозяйственного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 2 пункта 2 этой же статьи установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 467-23-ОЗ органы государственной власти Архангельской области осуществляют на территории Ненецкого автономного округа полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства в порядке, предусмотренном областным законом от 27.06.2007 N 367-19-ОЗ "О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области", с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей. В пункте 2 статьи 8 установлено, что поддержка сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа осуществляется путем предоставления денежных средств в формах, соответствующих бюджетному законодательству Российской Федерации, в том числе и на компенсацию части затрат на производство и реализацию продукции животноводства и оленеводства.
Согласно статье 3 Областного закона от 27.06.2007 N 367-19-ОЗ "О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области" финансирование государственной поддержки сельского хозяйства в Архангельской области, осуществляемой во исполнение названного закона, производится за счет средств областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете, которым предусматривается предоставление субсидий, а также определяются порядки их предоставления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 9 Закона Архангельской области от 21.12.2010 N 243-18-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" (далее - Закон N 243-18-ОЗ) установлено, что из областного бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются субсидии в том числе и на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа.
В приложении N 12 к Закону N 243-18-ОЗ утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 7.1 которого субсидии на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа предоставляются организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, организациям потребительской кооперации, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, гражданам, ведущим личное подсобное, по указанным в этом пункте направлениям, в том числе и на поддержку животноводства.
Согласно пункту 7.2 указанного Порядка субсидии предоставляются при условии заключения соглашений между Министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области и получателями субсидий. При этом правила предоставления субсидий устанавливаются Правительством Архангельской области, а в пункте 7.3 закреплено, что субсидии предоставляются Министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования.
Правила предоставления субсидий на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа и ставки субсидий утверждены постановлением администрации Архангельской области от 10.02.2009 N 30-па/5 "Об установлении ставок субсидий на сельскохозяйственную продукцию, действующих на территории Ненецкого автономного округа, и утверждении правил предоставления субсидий на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа" (далее - Правила).
Согласно пункту 6 указанных Правил субсидии предоставляются по установленным ставкам за одну тонну указанных в этом пункте видов реализованной продукции, а в подпункте 1 пункта 7 указано, что основанием для предоставления субсидий для сельскохозяйственных организаций являются справка-расчет по форме, установленной министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области и реестр товарных накладных или реестр квитанций, заверенных получателями субсидий.
Разделом XIV Правил установлен порядок предоставления документов и перечисления средств областного бюджета. В соответствии с пунктом 51 Правил Министерство финансов Архангельской области доводит расходными расписаниями до министерства объемы финансирования в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи областного бюджета на текущий финансовый год, доведенными лимитами бюджетных обязательств и показателями кассового плана.
Таким образом, и договором и Порядком установлено, что субсидии на сельскохозяйственную продукцию предоставляются в пределах средств областного и федерального бюджетов, выделенных на поддержку сельскохозяйственного производства.
Следовательно, у Архангельской области в лице Министерства сельского хозяйства Архангельской области отсутствовала обязанность осуществлять финансирование Предприятия сверх средств областного и федерального бюджетов, выделенных на поддержку сельскохозяйственного производства.
Вместе с тем, судами не проверены доводы ответчиков о том, что лимиты бюджетных ассигнований, предусмотренные на поддержку сельскохозяйственного производств округа на 2011 год, были исчерпаны.
Кроме того, судами не обоснован вывод о том, что неполученные субсидии являются для Предприятия убытками в понимании статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, выводы, содержащиеся в решении и постановлении судов, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
При новом рассмотрении суду надлежит проверить доводы ответчиков о том, что лимиты бюджетных ассигнований, предусмотренные на поддержку сельскохозяйственного производств округа на 2011 год, были исчерпаны, и сделать законный и обоснованный вывод о том, имелась ли у ответчиков обязанность возместить Предприятию убытки.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.07.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу N А05-4230/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.