Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Морозовой Н.А.,
при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга Сосновской А.А. (доверенность от 28.12.2012 N 12/41),
рассмотрев 14.01.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2012 (судья Боровлев Д.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 (судьи Горбачева О.В., Загараева Л.П., Семиглазов В.А.) по делу N А56-18958/2012,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73, ОГРН 1027801577550 (далее - Управление, Пенсионный фонд), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с федерального государственного бюджетного учреждения науки "Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе Российской академии наук", место нахождения: 194021, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 26, ОГРН 1037804006998 (далее - Учреждение), финансовых санкций в размере 2 863 048 руб. 90 коп. за непредставление в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый отчетный период 2011 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме (мотивировочная часть кассационной жалобы отсутствует).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Управления поддержал кассационную жалобу.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поступившее от Учреждения ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы Управления рассмотрено судом кассационной инстанции и отклонено.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением принято решение от 15.07.2011 N 088 002 11 РК 0028603 о привлечении Учреждения к ответственности на основании пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде взыскания штрафа в размере 2 863 048 руб. 90 коп.
Учреждение обжаловало названное выше решение в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которое решением от 07.09.2011 N 07/440/2032 признало решение от 15.07.2011 N 088 002 11 РК 0028603 недействительным. Указание на направление вопроса на новое рассмотрение в нижестоящий орган отсутствует.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании материалов дела установлено, что до рассмотрения жалобы Учреждения вышестоящим органом, Управлением вновь проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен акт от 04.08.2011 N 08800230030802 и вынесено решение от 29.08.2011 N 088 002 11 РК 0028723 о привлечении Учреждения к ответственности за совершение нарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 2 863 048 руб. 90 коп. за просрочку представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В связи с тем, по требованию Управления от 13.09.2011 N 08800240460828 Учреждение в добровольном порядке штрафа не уплатило, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая Управлению в удовлетворении требований, пришли к выводу о том, что Управлением была проведена повторная камеральная проверка, в связи с чем решение от 29.08.2011 N 088 002 11 РК 0028723 является незаконным и основания для взыскания штрафа отсутствуют.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
На основании пункта 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный названным Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что Управлением проведена камеральная проверка расчета Учреждения по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с 01.01.2011 по 31.03.2011, который представлен Учреждением в Пенсионный фонд 17.06.2011.
По итогам указанной проверки Управлением составлен акт от 29.06.2011 и вынесено решение от 15.07.2011 N 088 002 11 РК 0028603 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ.
Из материалов дела также следует, что Управлением в адрес Учреждения 07.09.2011 направлено уведомление, в котором Управление, просит считать недействительным решение от 15.07.2011 N 088 002 11 РК 0028603.
Судами также установлено и подтверждается материалами дела, что Управлением составлен акт камеральной проверки от 04.08.2011 N 08800230030802, из которого следует, что Управлением проведена камеральная проверка расчета начисленных и уплаченных страховых взносов за период с 01.01.2011 по 31.03.2011, представленного Учреждением в Пенсионный фонд 17.06.2011.
На основании указанного выше акта Управлением принято решение от 29.08.2011 N 088 002 11 РК 0028723 о привлечении Учреждения к ответственности на основании пункта 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ (до принятия решения Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 07.09.2011 N 07/440/2032).
Порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируются Законом N 212-ФЗ.
Как предусмотрено статьей 34 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей в проверенный период), камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39 Закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения по утвержденной форме.
Следовательно, по результатам проверки Управление принимает одно из двух указанных выше решений.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что законодательством об обязательном пенсионном страховании не предусмотрена возможность повторного привлечения страхователя к ответственности за то же правонарушение.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили довод Управления о том, что в данном случае отсутствует повторность проведения проверки, поскольку первоначальное решение отменено им самостоятельно, в связи с обнаружением технической ошибки, сославшись на то, что возможность самостоятельной отмены принятого Управлением решения без рассмотрения жалобы страхователя, не предусмотрена Законом N 212-ФЗ.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что оспариваемое решение от 29.08.2011 N 088 002 11 РК 0028723 вынесено как самостоятельный акт ненормативного характера и принято на основании отдельного акта камеральной проверки, имеет свой индивидуальный номер и дату.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что нарушение Управлением установленного порядка привлечения страхователя к ответственности, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании штрафных санкций.
Доводов, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Управлению в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Управления не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 по делу N А56-18958/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.