Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л., Сергеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная строительная Компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.04.2012 (судья Лесной И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 (судьи Горбик В.М., Баркановой Я.В., Сериковой И.А.) по делу N А42-7566/2011,
установил:
Администрация города Полярные Зори с подведомственной территорией, место нахождения: 184230, Мурманская область, город Полярные Зори, улица Сивко, дом 1, ОГРН 1025100817510 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с исками к обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Западная строительная Компания", место нахождения: 185000, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Лесной, дом 51, ОГРН 1081001017195 (далее - Общество), о расторжении муниципальных контрактов N 22/2011, N 23/2011, N 25/2011, N 27/2011, заключенных Администрацией и Обществом 14.07.2011, а также о взыскании неустойки за неисполнение ответчиком обязательств по указанным муниципальным контрактам в размере 17 546 руб. 76 коп. по контракту N 22/2011, 15 135 руб. 12 коп. по контракту N 23/2011, 18 874 руб. 35 коп. по контракту N 25/2011, 17 820 руб. 00 коп. по контракту N 27/2011. Требования Администрации объединены в одно производство с присвоением делу номера А42-7566/2011.
Решением первой инстанции от 06.04.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.09.2012, исковые требования удовлетворены частично: муниципальные контракты от 14.07.2011 N 22/2011, N 23/2011, N 25/2011, N 27/2011 расторгнуты, с Общества в пользу Администрации взыскано 66 124 руб. 76 коп. неустойки, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 06.04.2012 и постановление от 17.09.2012 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции или, не передавая дело на новое рассмотрение, отказать в иске.
Отзыв на кассационную жалобу не предоставлен.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 02.02.2010 N 71 утверждена ведомственная целевая муниципальная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании города Полярные Зори с подведомственной территорией на 2010 год". Постановлением от 29.12.2010 N 1313 "О внесении изменений в ведомственную целевую программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании города Полярные Зори с подведомственной территорией на 2010 год" срок реализации программы продлен до 30.06.2011.
Администрация провела открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения у застройщиков с целью переселения граждан из аварийного жилищного фонда, победителем которого было признано Общество.
14.07.2011 Администрация (заказчик) и Обществом (застройщик) заключили следующие муниципальные контракты:
- N 22/2011 на приобретение жилого помещения площадью 45,23 кв.м в многоквартирном доме по адресу: Мурманская область, н.п. Зашеек, ул. Зашейковская, 2б, по цене 1 181 600 руб.;
- N 23/2011 на приобретение жилого помещения площадью 37,45 кв.м в многоквартирном доме по адресу: Мурманская область, н.п. Зашеек, ул. Зашейковская, 2б, по цене 1 019 200 руб. 00 коп.;
- N 25/2011 на приобретение жилого помещения площадью 47,59 кв.м в многоквартирном доме по адресу: Мурманская область, н.п. Зашеек, ул. Зашейковская, 2б, по цене 1 271 200 руб. 00 коп.;
- N 27/2011 на приобретение жилого помещения площадью 43,04 кв.м в многоквартирном доме по адресу: Мурманская область, н.п. Зашеек, ул. Зашейковская, 2б, по цене 1 120 000 руб. 00 коп.
Разделом 4 контрактов предусмотрена обязанность Общества в срок до 31.07.2011 ввести в эксплуатацию указанный многоквартирный дом, зарегистрировать права собственности застройщика на указанные жилые помещения и передать их заказчику.
Пунктами 6.1 и 7.5 указанных контрактов установлено, что прием-передача жилых помещений оформляется актом, подписанным заказчиком и застройщиком.
Пунктом 9.3 контрактов предусмотрена ответственность Общества за просрочку исполнения его обязательств в виде пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации на день уплаты неустойки, от цены контракта.
В связи с неисполнением Обществом условия о сроке выполнения муниципальных контрактов Администрация направила в адрес ответчика письмо от 31.08.2011 N 2827 с предложением о расторжении контрактов.
15.11.2011 Администрация направила Обществу письмо N 4232 с требованием об уплате неустойки за неисполнение муниципальных контрактов.
Неисполнение Обществом требований Администрации послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив наличие существенных нарушений Обществом договорных обязательств, удовлетворил требования Администрации о расторжении муниципальных контрактов N 22/2011, N 23/2011, N 25/2011, N 27/2011. Требования о взыскании неустойки суд первой инстанции удовлетворил частично, применив иную ставку рефинансирования.
Суд первой инстанции также признал необоснованными доводы ответчика о несоблюдении Администрацией досудебного порядка урегулирования спора.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что Общество не исполнило принятые на себя обязательства по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, являющихся предметом муниципальных контрактов.
Данное нарушение правомерно признано судами первой и апелляционной инстанций существенным, являющимся достаточным основанием для расторжения указанных муниципальных контрактов.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили довод ответчика о необходимости оставления иска без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора, поскольку представленными в дело доказательствами подтверждается соблюдение Администрацией указанного порядка.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.04.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 по делу N А42-7566/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная строительная Компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.