Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Грачевой И.Л.,
судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Казинова С.Н. (доверенность от 28.12.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2012 (судья Данилова Н.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2012 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Серикова И.А.) по делу N А56-17890/2012,
установил:
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный, 6-й подъезд, ОГРН 1027809244561 (далее - КУГИ), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931 (далее - Управление Росреестра), от 29.12.2011 N 38/142/2011-01438/043/201-378) в государственной регистрации права собственности Санкт-Петербурга на нежилое помещение 8-Н площадью 100,5 кв.м с кадастровым номером 78:34:4103:0:6:8, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Аэродромная ул., д. 7, корп. 3, лит. А;
- обязать Управление Росреестра зарегистрировать право собственности Санкт-Петербурга на указанное нежилое помещение.
Решением от 09.06.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.09.2012, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, просит отменить решение от 09.06.2012 и постановление от 21.09.2012 и отказать в удовлетворении требований КУГИ.
Податель жалобы указывает на следующее: в представленном в Управление Росреестра распоряжении КУГИ от 11.07.2006 N 210-р не указан объект недвижимого имущества, на которое КУГИ просило зарегистрировать право государственной собственности Санкт-Петербурга.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель КУГИ просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Управление Росреестра извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения КУГИ от 11.07.2006 N 210-р "О передаче имущества в государственную собственность Санкт-Петербурга" (далее - распоряжение N 210-р) в собственность Санкт-Петербурга перешли следующие помещения, расположенные в здании общежития по адресу: Санкт-Петербург, Аэродромная ул., д. 7, корп. 3, лит. А, не подлежащие приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени "Печатный двор" им. А.М. Горького: жилые помещения 1-С, 3-С, 7-С, 9-С, 11-С, 13-С, 15-С, 17-С, 19-С, 21-С, 23-С, 25-С, 27-С площадью 2970,4 кв.м с кадастровым номером 78:4103:0:6:3; жилые помещения 2-С, 4-С, 6-С, 8-С, 10-С, 12-С, 14-С, 16-С, 18-С, 20-С, 22-С, 24-С, 26-С, 28-С площадью 2686,2 кв.м с кадастровым номером 78:4103:0:6:4; места общего пользования - нежилые помещения 1-Н, 2-Н, 3-Н, 4-Н, 5-Н, 29-С, 30-С, 31-С, 32-С.
Проектно-инвентаризационное бюро Приморского района Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости Санкт-Петербурга (далее - ПИБ) в письме от 30.05.2011 N 1039-исх уведомило КУГИ о том, что помещение 29-С (по проекту перевода - 1-С) учтено как нежилое под номером 8-Н. Названному объекту 06.10.2009 присвоен кадастровый номер 78:34:4103:0:6:8.
КУГИ 23.06.2011 обратился в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о государственной регистрации права государственной собственности Санкт-Петербурга на нежилое помещение 8-Н площадью 100,5 кв.м с кадастровым номером 78:34:4103:0:6:8, расположенное по указанному адресу.
Управление Росреестра, ссылаясь на статью 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), сообщением от 29.12.2011 N 38/142/2011-01438/043/201-378 уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации права собственности Санкт-Петербурга на названное помещение. Управление Росреестра указало, что представленное заявителем распоряжение N 210-р не содержит сведений о передаче в государственную собственность Санкт-Петербурга спорного объекта недвижимости, поэтому по смыслу статьи 17 Закона N 122-ФЗ не может служить основанием для государственной регистрации.
КУГИ, считая отказ регистрирующего органа незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, дав надлежащую оценку доводам участвующих в деле лиц, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что у Управления Росреестра не было предусмотренных статьей 20 Закона N 122-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Санкт-Петербурга на спорное помещение.
Суды исходили из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2 и пункту 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, в силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Законом для государственной регистрации прав.
Согласно статье 9 Закона N 122-ФЗ в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия зарегистрированных и ранее заявленных прав.
При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Закона N 122-ФЗ, проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен статьей 17 Закона N 122-ФЗ. Так, в силу абзаца 2 пункта 1 указанной статьи основанием для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Для государственной регистрации права собственности Санкт-Петербурга на спорное помещение было представлено изданное уполномоченным органом распоряжение от N 210-р о принятии в государственную собственность Санкт-Петербурга жилых и нежилых помещений здания общежития по указанному адресу, в том числе нежилого помещения 29-С. Согласно письму ПИБ это помещение в настоящее время прошло кадастровый учет и ему присвоен номер 8-Н.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства и нормы права, суды пришли к правильному выводу о том, что КУГИ представил в регистрирующий орган все необходимые документы для государственной регистрации права собственности Санкт-Петербурга на спорное помещение, поэтому у Управления Росреестра не было оснований для отказа в государственной регистрации.
Кассационная инстанция считает, что суды правильно удовлетворили заявление КУГИ, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В связи с принятием настоящего постановления подлежит отмене приостановление исполнения решения от 09.06.2012.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2012 по делу N А56-17890/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 09.06.2012 отменить.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.