Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Коробова К.Ю., Сосниной О.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Транслогистика" Набат И.В. (доверенность от 16.02.2012 N 03), от общества с ограниченной ответственностью "Лидер-Транс" Мукашева Т.Х. (доверенность от 11.01.2013),
рассмотрев 21.01.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транслогистика" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2012 (судья Корж Н.Я.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 (судьи Горбик В.М., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-12769/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транслогистика", место нахождения: Санкт-Петербург, Измайловский проспект, дом 4, ОГРН 1077847556192 (далее - ООО "Транслогистика"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер-Транс", место нахождения: Санкт-Петербург, Либавский переулок, дом 5, литера 3, ОГРН 1097847217490 (далее - ООО "Лидер-Транс"), о взыскании 1 037 739 руб. 89 коп. убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОСАО "РЕСО-Гарантия", индивидуальный предприниматель Богданов Юрий Валерьевич, общество к ограниченной ответственностью "Дамко Рус" (далее - ООО "Дамко Рус").
Решением суда первой инстанции от 05.06.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.10.2012, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ООО "Транслогистика", повторяя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, ссылается на нарушение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение и постановление отменить и передать дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы утверждает, что в действительности акты об установлении расхождений по количеству и качеству при приемке импортных товаров содержат даты их составления; ООО "Лидер-Транс" как экспедитор несет ответственность за сохранность груза, если не докажет отсутствие своей вины в утрате груза.
В судебном заседании представитель ООО "Транслогистика" поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ООО "Лидер-Транс", указав на правомерность судебных актов, просил оставить их без изменения.
Кассационная жалоба рассмотрена судом без участия представителей привлеченных к участию в деле третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Транслогистика" (перевозчик) и ООО "Дамко Рус" (заказчик) заключили субподрядный договор от 16.05.2011 N DAM-TRL на обслуживание по грузовым перевозкам.
ООО "Лидер-Транс" (экспедитор) и ООО "Транслогистика" (заказчик) заключили договор от 03.06.2011 N 9-Э-2011 на организацию грузоперевозок (далее - Договор), в соответствии с которым экспедитор обязался осуществить по заявке заказчику доставку контейнеров N TTNU4966032, UNOU9013232 и PONU1584856, груз - одежда, по маршруту Санкт-Петербург (ПКТ) - Московская область, поселок Томилино, (микрорайон Томилинская птицефабрика, склад К-16). Груз подлежал доставке в адрес грузополучателя общества с ограниченной ответственностью "ЗИК" (далее - ООО "ЗИК").
Товар прибыл из Китайской Народной Республики в запломбированных грузоотправителем контейнерах, которые были установлены на автотранспорт в порту на терминале ПКТ. По прибытии груза в порт Санкт-Петербург таможня груз не осматривала, контейнеры не вскрывала.
Для исполнения своих договорных обязательств ООО "Лидер-Транс" по договорам на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 10.04.2011 привлекло индивидуальных предпринимателей (исполнителей) Богданова Ю.В. и Семенова А.В. для доставки груза в адрес грузополучателя.
По прибытии груза на территорию грузополучателя его работниками была осуществлена разгрузка контейнеров. По завершении разгрузочных работ грузополучателем были составлены акты об установленном расхождении по количеству товаров в контейнере N TTNU4966032 (29 мест) и N PONU1584856 (70 мест).
В связи с недостачей груза ООО "Дамко Рус" потребовало у ООО "Транслогистика" возместить причиненные убытки.
ООО "Транслогистика" уплатило ООО "Дамко Рус" 1 037 739 руб. 89 коп.
Полагая, что ответственность за утрату груза должно нести ООО "Лидер-Транс" - как экспедитор, ООО "Транслогистика" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, посчитав, что иск не доказан ни по праву, ни по размеру, в удовлетворении иска отказал.
Апелляционный суд согласился с приведенными в решении оценкой доказательств и выводами.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции считает, что суды правильно применили нормы материального права, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установлено статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
ООО "ЗИК" составило акты об установлении расхождений по количеству и качеству при приемке импортных товаров. Суд первой инстанции установил, что означенные акты не содержат даты их составления. Однако, как обоснованно утверждает податель жалобы, указанные акты содержат даты их составления: от 13.09.2011 и 14.09.2011 (проставлены в нижнем левом углу).
Вместе с тем акты от 13.09.2011 и 14.09.2011 не могут являться основанием для удовлетворения иска.
Согласно пункту 5.3 Договора ООО "Лидер-Транс" несет ответственность за сохранность груза/контейнера, утрату недостачу или повреждение, если таковые произошли по его вине, вследствие повреждения контейнера или пломбы.
Судом первой инстанции установлено, что по прибытии груза на территорию грузополучателя пломбы были в сохранности.
ООО "ЗИК" для определения целостности контейнера на предмет возможного несанкционированного доступа привлекло Агентство независимых экспертов "СКС-М" и общество с ограниченной ответственностью "Северо-западное сюрвейерское агентство", которые сделали заключение о возможном несанкционированном проникновении к перевозимому грузу без нарушения таможенных пломб.
Параграфом 1 раздела 10 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, установлено, что обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности автотранспортных предприятий и организаций, грузоотправителей и грузополучателей при автомобильных перевозках грузов, удостоверяются записями грузоотправителя (грузополучателя) и автотранспортного предприятия или организации в товарно-транспортных документах.
Необходимость фиксации в товаросопроводительных документах нарушения или отсутствия пломб на кузове или секции автомобиля или контейнера установлена параграфом 2 указанного раздела Общих правил, согласно которым соответствующие записи в товарно-транспортных документах должны заверяться подписями грузоотправителя (грузополучателя) и шофера. Односторонние записи в товарно-транспортных документах как грузоотправителя (грузополучателя), так и шофера являются недействительными. В тех же случаях, когда груз прибыл в автомобилях, прицепах, секциях автомобилей, контейнерах, цистернах за пломбами грузоотправителей, в акте должны оговариваться состояние указанных пломб, их реквизиты, а сами пломбы прикладываться к претензионным материалам (параграф 6 раздела 10 Общих правил).
Судами установлено, что пломбы, имевшиеся на контейнерах N TTNU4966032 и N PONU1584856, к материалам дела не приложены, акты от 13.09.2011 и 14.09.2011 не содержат подписей шоферов - исполнителей, то есть, составлены в одностороннем порядке.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 указанного Кодекса.
Согласно статье 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Поскольку вина ООО "Лидер-Транс" не доказана, следовательно, исковые требования не доказаны по праву. В связи с этим суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска правомерно.
Доводы подателя жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают. Неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами не допущено.
В судебном заседании 21.01.2013 представитель ООО "Лидер-Транс" Мукашев Т.Х. заявил ходатайство о взыскании с ООО "Транслогистика" 20 000 руб. расходов, связанных с юридическим сопровождением спора в суде кассационной инстанции.
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в состав судебных расходов, помимо государственной пошлины, входят издержки, связанные с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам согласно статье 106 АПК РФ относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц (представителей), оказывающих юридическую помощь, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В подтверждение уплаты 20 000 руб. расходов на оплату услуг представителя за представление интересов в суде кассационной инстанции по настоящему делу ООО "Лидер-Транс" представило копии договора от 14.01.2013 N ЮЛ-001/2013 и платежного поручения от 17.01.2013 N 15 на оплату услуг представителя.
При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности, время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Суд кассационной инстанции с учетом принципа разумности судебных расходов и сложности рассматриваемого дела полагает возможным взыскать с ООО "Транслогистика" в пользу ООО "Лидер-Транс" только 10 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 по делу N А56-12769/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транслогистика" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Транслогистика", место нахождения: Санкт-Петербург, Измайловский проспект, дом 4, ОГРН 1077847556192, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лидер-Транс", место нахождения: Санкт-Петербург, Либавский переулок, дом 5, литера 3, ОГРН 1097847217490, 10 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.