Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный мемориальный музей А.В. Суворова" Жамкочьян С.С. (доверенность от 10.01.2013 N 01-19/01), от Отдела надзорной деятельности Центрального района Санкт-Петербурга Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу Хромова В.Ю. (доверенность от 09.01.2013 N 11-2-25-27), от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу Хромова В.Ю. (доверенность от 11.01.2013 N 25-11-18),
рассмотрев 22.01.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отдела надзорной деятельности Центрального района Санкт-Петербурга Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2012 (судья Семенова И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2012 (судьи Шульга Л.А., Есипова О.И., Фокина Е.А.) по делу N А56-2519/2012,
установил:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный музей А.В. Суворова", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Кирочная улица, дом 43, ОГРН 1037843078062 (далее - Музей), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Отделу надзорной деятельности Центрального района Санкт-Петербурга Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу, место нахождения: 193024, Санкт-Петербург, 3-я Советская улица, дом 50 (далее - ОНД Центрального района), с заявлением о признании недействительным предписания от 14.10.2011 N 2-25-718/1/1.
Решением суда первой инстанции от 23.04.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.08.2012, заявление Музея удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе ОНД Центрального района просит отменить принятые по делу судебные акты.
В судебном заседании представитель Музея возражал против приведенных в жалобе доводов, а представитель ОНД Центрального района и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу просил ее удовлетворить, считая указанные доводы жалобы обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 21.09.2011 N 2-25-718 ОНД Центрального района была проведена плановая выездная проверка Музея с 04.10.2011 по 14.10.2011 с целью контроля устранения нарушений требований пожарной безопасности, ранее указанных в предписании от 08.10.2010 N 2/25-653/1/1.
По результатам проверки 14.10.2011 ОНД Центрального района был составлен акт N 2-25-718, а также в отношении Музея (в связи с частичным устранением ранее выявленных нарушений) вынесено новое предписание N 2/25-718/1/1, в котором содержится требование об устранении в срок до 01.08.2012 следующих нарушений: пункта 3 "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313; пунктов 6.12, 6.13 и 6.18 "Строительных норм и правил Российской Федерации. Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97*); пункта 12.55 "Норм пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" (НПБ 88-2001).
Не согласившись с указанным предписанием, Музей обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) признал оспариваемое предписание ОНД Центрального района незаконным, нарушающим права и законные интересы Музея.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу ОНД Центрального района не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 N 527 "О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге" о том, что здание Музея включено в данный перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (охранное обязательство от 29.04.2010 N 9515).
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 Закона N 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте; согласование в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия.
В силу пункта 4 статьи 35 Закона N 73-ФЗ проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий осуществляются в отношении объектов культурного наследия федерального значения - по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 данного Федерального закона.
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры запретил переоборудование экспозиционного зала и обустройство второго эвакуационного выхода, а также относительно отделения лестничной клетки от холла дверью.
Предписание ОНД Центрального района в части требований относительно площади пожарного поста и установки аварийного освещения судами первой и апелляционной инстанций с учетом фактических обстоятельств правомерно признано недействительным, доводов связанных с этим эпизодом кассационная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание ОНД Центрального района является неправомерным, нарушающим права и законные интересы Музея.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку, согласно которой обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а потому основания для их отмены отсутствуют. Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, ранее уже были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2012 и постановление Тринадцатого апелляционного суда от 09.08.2012 по делу N А56-2519/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу отдела надзорной деятельности Центрального района Санкт-Петербурга Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.