См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2012 г. N Ф07-7132/12 по делу N А56-7699/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.02.2013.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Кирейковой Г.Г., Коробова К.Ю.,
при участии от общества ограниченной ответственностью "Пансионат XXI века" Татаринова А.Н. (доверенность от 01.02.2012), Минина П.Ю. (доверенность от 01.02.2012), от Правительства Ленинградской области Кочоровой Е.В. (доверенность от 11.01.2013), от Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом Тоноян М.Р. (доверенность от 29.12.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Правительства Ленинградской области и Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2012 по делу N А56-7699/2012 (судьи Аносова Н.В., Марченко Л.Н., Масенкова И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пансионат XXI века", место нахождения: 191040, Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д. 43-45, лит. Б; ОГРН 1027809207304 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Ленинградской области (далее - Правительство), выразившегося в уклонении от принятия решения о включении земельного участка с кадастровым номером 47:07:01-55-004:0020 площадью 47 500 кв.м в границы населенного пункта поселок Васкелово муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области с изменением вида разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" и об обязании Правительства принять решение о включении земельного участка с кадастровым номером 47:07:01-55-004:0020 площадью 47 500 кв.м в границы населенного пункта поселок Васкелово муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области с изменением вида разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Решением от 03.05.2012 (судья Воробьева Ю.В.) заявление удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанное решение отменил, рассмотрел дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" (далее - Администрация поселения), администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация района), Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (далее - Леноблкомимущество), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Правительство и Леноблкомимущество просят отменить постановление от 12.10.2012, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По мнению Леноблкомимущества, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Правительство полагает, что по делу следует принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, поскольку суд неправомерно обязал заинтересованное лицо включить земельный участок в границы населенного пункта с изменением вида разрешенного использования.
В отзыве на кассационную жалобу Леноблкомимущества Рослесхоз просит удовлетворить требования ее подателя.
Общество представило возражения на кассационные жалобы. Заявитель считает обжалуемое постановление законным и обоснованным, просит оставить судебный акт без изменения.
В судебном заседании представители Правительства и Леноблкомимущества поддержали доводы своих кассационных жалоб, а представители Общества возражали против их удовлетворения.
Остальные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Васкелово, 34-й км Приозерского шоссе, и представляющих собой имущественный комплекс летнего пансионата-гостиницы (т.д. 1, л. 43-55). Под объектами недвижимости сформирован земельный участок площадью 47 500 кв.м с кадастровым номером 47:07:01-55-004:0020, относящийся к землям лесного фонда.
Для осуществления реконструкции указанных объектов недвижимости Общество обратилось в Администрацию поселения с просьбой ходатайствовать о переводе земельного участка с кадастровым номером 47:07:01-55-004:0020 в категорию "земли населенных пунктов".
Перевод одобрен на заседании межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области 14.05.2008 (т.д. 2, л. 55).
Для принятия соответствующего решения в Правительство вместе с заявлением Общества о переводе земельного участка в категорию "земли населенных пунктов" направлены ходатайство главы Администрации поселения, положительные заключения Администрации района, Управления архитектуры и градостроительства Администрации района, Ленинградского областного комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды, Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Ленинградского областного комитета по градостроительству и архитектуре и иные документы, подтверждающие целесообразность и правомерность включения земельного участка в границы населенного пункта.
Вопрос о включении земельного участка с кадастровым номером 47:07:01-55-004:0020 в границы населенного пункта поселок Васкелово с изменением разрешенного вида использования "для индивидуального жилищного строительства" рассмотрен Земельной комиссией Ленинградской области, которая решением от 17.03.2011 рекомендовала Леноблкомимуществу начать подготовку соответствующего проекта распоряжения Правительства (т.д. 1, л. 10).
Проект распоряжения был подготовлен и заключением Юридического комитета Правительства от 28.03.2011 признан не противоречащим действующему законодательству (т.д. 1, л. 11-13).
Между тем решение по данному вопросу уполномоченный орган не принял.
Считая бездействие Правительства незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков и включения их в границы населенных пунктов определен положениями статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Вводного закона лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта, вправе обратиться в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, с мотивированным заявлением.
Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление, прилагаемые к нему документы и заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, если это указано в данном заявлении (часть 13 статьи 4.1 Вводного закона).
В случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов из состава земель лесного фонда и изменение вида разрешенного использования таких участков, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных документов направляет их для согласования в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (пункт 2 части 14 статьи 4.1 Вводного закона).
Из материалов дела следует, что данное условие было исполнено Леноблкомимуществом путем направления 25.01.2011 пакета документов в Рослесхоз (т.д. 2, л. 53).
В срок, установленный частью 16 статьи 4.1 Вводного закона, информация о согласовании заявления от Рослесхоза не поступила. Сведений об отказе Рослесхоза в согласовании данного заявления в материалах дела не имеется.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, согласно части 17 статьи 4.1 Вводного закона в таком случае заявление Общества считается согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками, поэтому непоступление такого согласования в Леноблкомимущество не может являться препятствием для рассмотрения названного заявления в срок, предусмотренный частью 18 статьи 4.1 Вводного закона.
Кроме того, Правительство располагает согласованием Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 08.05.2009 (т.д. 2, л. 54), который по состоянию на дату выдачи соответствующего заключения обладал полномочиями по рассмотрению вопросов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий.
Доводы кассационной жалобы Правительства об отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 47:07:01-55-004:0020 не имеют правового значения, так как оно не предусмотрено положениями частей 19, 20 статьи 4.1 Вводного закона в качестве основания для отказа в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что препятствий для рассмотрения заявления Общества не имеется, в связи с чем бездействие Правительства является незаконным.
Вместе с тем вопрос о возможности издания соответствующего распоряжения относится к компетенции уполномоченного органа, который в данном случае обязан рассмотреть заявление и принять соответствующее решение.
Поскольку Обществом заявлено требование о признании незаконным бездействия Правительства, по смыслу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность компетентного органа совершить соответствующее действие. Вопрос о включении земельного участка в границы населенного пункта Правительством не рассматривался, отказ по нему не выносился и не является предметом настоящего спора, в связи с чем суд не вправе обязать заинтересованное лицо принять решение о включении земельного участка в границы населенного пункта.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции, обязывая Правительство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о включении земельного участка с кадастровым номером 47:07:01-55-004:0020 в границы населенного пункта поселок Васкелово с изменением разрешенного вида использования "для индивидуального жилищного строительства", неправильно применил положения части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому в данной части обжалуемое постановление подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2012 по делу N А56-7699/2012 изменить, изложив абзац третий резолютивной части в следующей редакции:
"Обязать Правительство Ленинградской области принять решение по вопросу о включении земельного участка с кадастровым номером 47:07:01-55-004:0020 площадью 47 500 кв.м в границы населенного пункта поселок Васкелово муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области с изменением вида разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
В остальной части постановление оставить без изменения.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.