Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Кудина А.Г.,
рассмотрев 12.02.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.07.2012 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 (судьи Мурахина Н.В., Смирнов В.И., Чельцова Н.С.) по делу N А13-3494/2012,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее - Управление) о признании недействительным предписания от 28.02.2012 N 47/3/4-2 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда первой инстанции от 31.07.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.10.2012, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, проверка проведена Управлением с грубым нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и ее результаты не могут являться доказательствами нарушения Инспекцией требований в области гражданской обороны.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 23.01.2012 N 47 Управлением в период с 01.02.2012 по 28.02.2012 проведена плановая выездная проверка Инспекции с целью осуществления государственного надзора в области гражданской обороны по адресу: г. Череповец, ул. Краснодонцев, д. 3.
Выявив нарушения Инспекцией требований в области гражданской обороны и отразив их в акте проверки от 28.02.2012 N 47, Управление выдало предписание от 28.02.2012 N 47/3/4-2 по устранению нарушений в срок до 27.02.2013.
Не согласившись с предписанием, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о правомерности требований предписания, отклонив доводы Инспекции о нарушении процедуры проверки, в удовлетворении заявления отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон) под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу пункта 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, должностные лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и его территориальных органов в пределах своей компетенции вправе осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
В данном случае суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нарушении Инспекцией требований в области гражданской обороны, а также о правомерности выданного ей предписания, согласно которому заявителю следует провести обучение (подготовку) лиц руководящего состава в учебно-методических центрах; создать объектовый запас материальных ресурсов в целях гражданской обороны; обеспечить сотрудников средствами индивидуальной защиты органов дыхания; разработать план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты; создать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке; создать запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления деятельности организации.
Судами двух инстанции установлено, что предписание соответствует Закону, Положению об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (утверждено приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993) и Положению об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (утверждено приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687), а также не нарушает права и законные интересы Инспекции.
Довод заявителя о проведении Управлением проверки с грубым нарушением Закона N 294-ФЗ судами отклонен ввиду отсутствия таковых. Подателем жалобы доказательств обратного не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.07.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 по делу N А13-3494/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.