Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А3
Справочные материалы, включая соответствие показаний к применению и противопоказаний, способов применения и доз лекарственных препаратов инструкции по применению лекарственного препарата
1. |
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "сурдология-оториноларингология": Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 апреля 2015 года N 178н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю сурдология-оториноларингология". |
2. |
Приказ от 17 сентября 2014 года N 526н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при нейросенсорной потере слуха двусторонней после кохлеарной имплантации пациентам, нуждающимся в замене речевого процессора системы кохлеарной имплантации" (с изменениями на 22 декабря 2014 года). |
3. |
Приказ от 17 сентября 2014 года N 527н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при нейросенсорной потере слуха двусторонней после кохлеарной имплантации (за исключением замены речевого процессора системы кохлеарной имплантации)". |
4. |
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23.10.2019 N 878н "Об утверждении порядка организации медицинской реабилитации детей". |
5. |
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 10 июня 2021 г. N 402н/631н "Об утверждении перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы". |
6. |
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 марта 2021 года N 107н "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями". |
7. |
Приказ Минтруда России от 27.08.2019 г. N 585н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы". |
8. |
Приказ Минтруда России от 13.02.2018 г. N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделии) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. N 2347-р". |
9. |
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.04.2008 г. N 2383-РХ "О проведении универсального аудиологического скрининга детей первого года жизни в родовспомогательных учреждениях, детских поликлиниках и центрах реабилитации слуха". |
10. |
Письмо Минздрава России от 15.06.2000 N 2510/6642-32 "О внедрении критериев отбора больных для кохлеарной имплантации, методик предоперационного обследования и прогнозирования эффективности реабилитации имплантированных больных". Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 апреля 2023 г. N 342н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации" (Зарегистрировано в Минюсте России 7 июня 2023 г. N 73766). Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. N 588 "О признании лица инвалидом (с изменениями от 28.11.2023). |
Степень выраженности выявленных стойких нарушений функций слуха и других функций оценивается в процентах (Рис. 1).
Рисунок 1. Степень стойких нарушений функций организма (функции слуха и других функций)
Инвалидность детям устанавливается при наличии следующих критериев:
1) Нарушение функции слуха у ребенка вследствие двусторонней тугоухости:
- II степени (41 - 55 дБ), при наличии стойких умеренных нарушений языковых и речевых функций;
- III степени (56 - 70 дБ), при отсутствии или наличии стойких нарушений языковых и речевых и/или психических функций;
- IV степени (71 - 90 дБ), в том числе после односторонней или двусторонней кохлеарной имплантации;
- двусторонняя глухота (более 91 дБ), в том числе после односторонней или двусторонней кохлеарной имплантации;
- сочетание тугоухости III - IV степени (на одно ухо) и глухоты (на другое);
- при комбинированном нарушении зрения и слуха, а также нарушениях артикуляции (речи) и голосообразования.
2) Наличие ограничения жизнедеятельности в категориях способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, контролю своего поведения, обучению и трудовой деятельности. Для детей-инвалидов с нарушением слуха характерны ограничение способности к общению, к ориентации, к обучению различных степеней выраженности, определенных в соотнесении с возрастными особенностями ребенка.
3) Потребность в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Для направления на МСЭ использована специальная форма (ф. 088/у), которая утверждена совместным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
После получения результатов исследования функции слуха гражданина медицинская организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь (чаще всего это районная поликлиника), приступает к оформлению направления на МСЭ.
Рисунок 2. Блок-схема организации обследования слуха при направлении детей на МСЭ
------------------------------
* ДОУ - дошкольное образовательное учреждение
** ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия
------------------------------
Рисунок 3. Блок-схема реализации программы дополнительного обследования ребенка с нарушением слуха
В соответствии с действующей редакцией Правил признания лица инвалидом, при двусторонней нейросенсорной тугоухости III - IV степеней и глухоте инвалидность устанавливается без указания срока переосвидетельствования. При кондуктивной или смешанной тугоухости инвалидность устанавливается на 1 год, а через 4 года наблюдения при невозможности компенсации ограничений жизнедеятельности - без указания срока переосвидетельствования.
Всем гражданам, признанным инвалидами, разрабатывается ИПРА инвалида (ребенка-инвалида). Необходимо отметить, что:
- реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности;
- абилитация - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Цели реабилитации или абилитации: устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
ИПРА представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Разработка ИПРА осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданам. Разработка ИПРА в части рекомендаций для обеспечения техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации или абилитации, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, осуществляется на основании перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
ИПРА разрабатывается на срок, соответствующий сроку установленной группы инвалидности (категории "ребенок-инвалид"). Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий, не должен превышать срока действия ИПРА.
Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которые возложено проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА, посредством размещения соответствующих сведений в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов".
Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствующей сфере деятельности, региональное отделение Социального фонда России, а в отдельных случаях - администрация организаций стационарного типа или учреждения Федеральной службы исполнения наказаний организуют работу по реализации мероприятий ИПРА.
Рисунок приводится в соответствии с источником
------------------------------
* ИОГВ - исполнительный орган государственной власти
** ФСИН - федеральная служба исполнения наказаний
------------------------------
Рисунок 4. Блок-схема передачи выписок из ИПРА ребенка-инвалида с нарушением слуха в органы и учреждения
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
11. Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствующей сфере деятельности представляют в учреждения МСЭ информацию об исполнении возложенных на них ИПРА ребенка-инвалида реабилитационных или абилитационных мероприятий по форме и в порядке, утвержденными приказом Минтруда России.
Схема диагностического обследования
Шкалы оценки, вопросники и другие оценочные инструменты состояния пациента, приведенные в клинических рекомендациях
Анкета для родителей "Оценка слухового поведения детей раннего возраста" (LittlEARS)
Инструкция для заполнения анкеты родителями
Заполните, пожалуйста, анкету.
1. Все ответы должны быть отмечены в графе "Ответ" пометкой "ДА" или
"НЕТ".
- Вы отмечаете "ДА", если Вы уже видели такую реакцию ребенка, хотя
бы один раз.
- Вы отмечаете "НЕТ", если Вы никогда не видели такую реакцию
ребенка или не уверены, как ответить на этот вопрос.
2. Для детей в возрасте до 6-ти месяцев нужно заполнять анкету до
вопроса N 14. Для детей более старшего возраста нужно заполнять всю
анкету, т.к. они могут проявлять слуховые реакции на разные вопросы
анкеты.
Для оценки динамики слухового развития ребенка анкету нужно
заполнять с интервалом 1 мес.
ФИ ребенка _____________ Возраст _______ Дата рождения __________________
Дата заполнения ____________ Диагноз ____________________________________
Без слухового аппарата/ в слуховом аппарате /КИ (Правое/Левое ухо)
Если в СА/КИ, то с какого возраста носит СА/КИ
|
Реакция ребенка на звуковые сигналы |
Ответ |
Варианты ответов |
1 |
Реагирует ли Ваш ребенок на знакомый голос? |
|
Улыбается; смотрит на говорящего; возбужденно лепечет. |
2 |
Прислушивается ли ребенок к говорящему человеку? |
|
Слушает; ждет и слушает; долго смотрит на говорящего. |
3 |
Когда кто-то говорит, поворачивает ли ребенок голову в его сторону? |
|
|
4 |
Любит ли ребенок звучащие или музыкальные игрушки? |
|
Игрушки-пищалки, погремушки, музыкальные шкатулки. |
5 |
Ищет ли ребенок говорящего человека, если малыш не видит его? |
|
|
6 |
Слушает ли малыш приемник/ магнитофон, когда его включают? |
|
Слушает: поворачивает голову в сторону звука, внимательно слушает; смеется, напевает, приплясывает. |
7 |
Реагирует ли Ваш ребенок на удаленные звуки? |
|
Например: откликается, если Вы его позвали из другой комнаты |
8 |
Перестает ли Ваш ребенок плакать, если Вы заговорите с ним, а он Вас не видит? |
|
Вы пытаетесь успокоить ребенка ласковым голосом, спеть колыбельную, так, чтобы он Вас не видел. |
9 |
Пугается ли ребенок, когда слышит рассерженный голос? |
|
Напрягается и начинает плакать. |
10 |
Узнает ли ребенок звуки, постоянно сопровождающие его дома? |
|
Будильник; колыбельная песенка; звук, льющейся воды в ванной. |
11 |
Ищет ли Ваш ребенок звук, который идет слева/справа или сзади от него? |
|
Вы зовете его или говорите что-то; лает собака и пр., а ребенок ищет и находит источник звука. |
12 |
Реагирует ли ребенок на свое имя? |
|
|
13 |
Ищет ли малыш источник звука, расположенный наверху или внизу? |
|
Часы на стене; предмет, упавший на пол. |
14 |
Если Ваш малыш в плохом настроении, может ли его успокоить или развеселить музыка? |
|
|
15 |
Слушает ли ребенок телефон и, возможно, узнает, что кто-то говорит? |
|
Когда звонит бабушка или папа ребенок берет трубку и "слушает". |
16 |
Реагирует ли ребенок на музыку ритмичными движениями? |
|
Ребенок двигает ножками и ручками в ритм музыке от радио или магнитофона |
17 |
Знает ли ребенок звуки, которые связаны с определенными предметами или событиями? |
|
Например, ребенок слышит звук машины и смотрит на улицу; слышит звук льющейся воды и бежит в ванну. |
18 |
Реагирует ли ребенок на простые требования? |
|
"Стой", "нельзя", "не трогай", "подожди", "дай". |
19 |
Прекращает ли ребенок свои действия в ответ на Ваше требование "нельзя"? |
|
Ребенок, не видя Вас, прекращает свои действия после слова "нельзя", произнесенного строгим голосом. |
20 |
Знает ли малыш имена членов семьи? |
|
Смотрит (показывает) в сторону человека на вопрос: "Где папа? Где ... |
21 |
Имитирует ли малыш произносимые Вами звуки, когда Вы его просите? |
|
"а-а-а", "о-о-о", "па-па-па" ... |
22 |
Выполняет ли ребенок простые просьбы? |
|
Выполняет простые просьбы - "Иди сюда", "Дай чашку", "возьми куртку" |
23 |
Понимает ли ребенок простые вопросы? |
|
"Где мишка?", "Где папа?" |
24 |
Приносит ли ребенок нужный предмет по Вашей просьбе? |
|
|
25 |
Имитирует ли ребенок звуки и слова, которые Вы произносите? |
|
"Скажи: ав-ав", "Скажи: ки-са" |
26 |
Сопровождает ли ребенок свои действия с игрушками адекватными звуками? |
|
С кошкой - "мяу", с собакой - "ав-ав", с машиной - "р-р-р-р, би-би". |
27 |
Знает ли ребенок звукоподражания животных? |
|
Кошка - "мяу", собака - "ав-ав", корова - "му-у", курица - "ко-ко-ко" |
28 |
Пытается ли ребенок имитировать окружающие звуки? |
|
Звуки животных, сирены машины, бытовых электроприборов |
29 |
Может ли ребенок правильно повторить за вами последовательность коротких и длинных слогов? |
|
"па-па-пааа" |
30 |
Правильно ли выбирает ребенок названный предмет из нескольких предметов? |
|
Вы играете с ним с игрушками и просите дать вам "мышку" / "большую собаку" (на столе при этом разные игрушки/две собаки разного размера). |
31 |
Пытается ли ребенок напевать, когда слышит песенку? |
|
Например, когда Вы напеваете колыбельную песенку. |
32 |
Произносит ли малыш определенные слова, когда вы его просите? |
|
Например: "Скажи: пока-пока, бабушке". |
33 |
Любит ли малыш, когда Вы ему читаете книжку? |
|
Он слушает, когда вы читаете ему книжку или рассказываете по книге с картинками. |
34 |
Выполняет ли ребенок сложную (многоступенчатую) просьбу? |
|
Например, "Возьми свои сапоги и иди сюда". |
35 |
Пытается ли ребенок подпевать, когда слышит знакомую песенку? |
|
Колыбельную, детскую или популярную песню. |
Оценивается количество ответов "ДА" _____. Максимальный балл - 35.
Анализ ответов анкеты для родителей
"Оценка слухового поведения детей раннего возраста"
Идея анкеты состоит в том, что слуховые реакции ребенка развиваются
в соответствии с возрастом. У ребенка с нарушенным слухом слух начинает
развиваться после того, как ему надели СА/КИ. И с этого момента начинает
отсчитываться его "слуховой возраст".
Оценка "слухового возраста":
1. У нормально слышащих детей "слуховой возраст" соответствует
возрасту ребенка.
2. У детей с КИ (или СА) "слуховой возраст" соответствует
длительности периода после первой настройки КИ (или СА).
В табл. 1 представлены значения среднего ожидаемого и минимального
"слухового возраста" детей с нормальным слухом в возрасте от рождения до
24 месяцев.
После заполнения анкеты родителями у ребенка получается суммарное
число баллов, которое сравнивается с данными таблицы.
Табл. 1. Средние ожидаемые и минимальные значения "слухового возраста"
для детей (слуховое развитие в зависимости от возраста ребенка)
Возраст (мес.) |
Ожидаемый балл |
Минимальный показатель |
Возраст (мес.) |
Ожидаемый балл |
Минимальный показатель |
1 - < 1 |
3 |
0 |
12 - < 13 |
24 |
17 |
2 - < 2 |
5 |
0 |
13 - < 14 |
25 |
19 |
3 - < 3 |
7 |
1 |
14 - < 15 |
26 |
20 |
4 - < 4 |
9 |
3 |
15 - < 16 |
27 |
21 |
5 - < 5 |
11 |
5 |
16 - < 17 |
28 |
22 |
6 - < 6 |
13 |
7 |
17 - < 18 |
29 |
23 |
7 - < 7 |
15 |
8 |
18 - < 19 |
30 |
24 |
8 - < 8 |
17 |
10 |
19 - < 20 |
31 |
24 |
9 - < 9 |
18 |
12 |
20 - < 21 |
32 |
25 |
10 - < 10 |
20 |
13 |
21 - < 22 |
32 |
26 |
11 - < 11 |
21 |
15 |
22 - < 23 |
33 |
26 |
12 - < 12 |
23 |
16 |
23 - < 24 |
33 |
27 |
Анкета "Шкала слуховой интеграции" (ШСИ)
ФИ ребенка ______________ Возраст _______ Дата рождения _________________
Дата 1-ой настройки СА/ КИ/СМСИ ________________ Дата ___________________
Анкета оценивает эффективность использования ребенком СА/КИ при
общении в ежедневных ситуациях на основании наблюдений родителей и
педагогов, занимающихся с ребенком. У каждого вопроса отметьте
соответствующую цифру.
Оценка (0 - 4): 0 = никогда; 1 = редко (> 25 %); 2 = иногда (>
50 %); 3 = часто (> 75 %); 4 = всегда.
У каждого вопроса отметьте соответствующую цифру. В вопросах 1 и 2
нужно ответить на основной и дополнительные вопросы.
N |
Вопросы |
|
1. |
Просит ли ребенок одеть СА/КИ или надевает его сам без напоминания? Носит ли ребенок СА/КИ постоянно (когда не спит) БЕЗ сопротивления ? Влияет ли ношение СА/КИ на использование ребенком голоса? |
0-1-2-3-4 0-1-2-3-4 0-1-2-3-4 |
2. |
Регулярно ли ребенок сообщает, что что-то не так или огорчается, если СА/КИ не работает по какой-либо причине? Произносит ли ребенок слоги или последовательности слогов, которые воспринимаются как "речь"? |
0-1-2-3-4 0-1-2-3-4 |
3. |
Регулярно ли ребенок реагирует на свое имя в тишине, когда его зовут, и он не видит этого (без зрительной подсказки)? |
0-1-2-3-4 |
4. |
Регулярно ли ребенок реагирует на свое имя, произнесенное в шуме, когда его зовут, и он не видит этого (только на слух)? |
0-1-2-3-4 |
5. |
Регулярно ли ребенок реагирует на окружающие звуки в доме (звонок в дверь, телефон) без специального побуждения и подсказок? |
0-1-2-3-4 |
6. |
Реагирует ли ребенок сам на звуки в новой обстановке (в магазине, на прогулке, в гостях), спрашивая: "Что это?" или вопросительно смотрит на вас. |
0-1-2-3-4 |
7. |
Считаете ли вы, что ребенок может узнавать звуки, которые являются частью привычной жизни дома, например звонок в дверь, телефон? |
0-1-2-3-4 |
8. |
Различает ли ребенок двух говорящих по голосам (маму и папу)? |
0-1-2-3-4 |
9. |
Различает ли ребенок речевые и неречевые звуки на слух? Например, кто-то говорит за его спиной, а ребенок при этом спрашивает: "Что?" |
0-1-2-3-4 |
10. |
Узнает ли ребенок ваше эмоциональное состояние только по голосу (гнев, возбуждение, тревогу), не видя вас? |
0-1-2-3-4 |
Общее количество баллов: _______________/ 40
1. Показатель потребности ребенка носить СА/КИ (вопросы 1 - 2): _________
2. Показатель спонтанных реакций ребенка на звуки (вопросы 3 - 6): ______
3. Показатель узнавания окружающих звуков (вопросы 7 - 10): _____________
Анкета "Шкала использования устной речи" (ШИУР)
ФИ ребенка ______________ Возраст _______ Дата рождения _________________
Анкета оценивает использования ребенком КИ/СА голоса и речи при
общении в ежедневных ситуациях на основании наблюдений родителей и
педагогов, занимающихся с ребенком.
Оценка (0 - 4): 0 = никогда; 1 = редко (> 25 %, в остальных случаях
использует бытовые жесты, жесты глухих, дактиль); 2 = иногда (> 50 %, в
остальных случаях использует жесты, дактиль, рисунки); 3 = часто (>
75 %); 4 = всегда. У каждого вопроса отметьте соответствующую цифру.
N |
Вопросы |
|
1. |
Ребенок использует голос для привлечения к себе внимания других людей? |
0-1-2-3-4 |
2. |
Ребенок использует голос (устную речь) в процессе общения? |
0-1-2-3-4 |
3. |
У ребенка изменяется голос, речь в зависимости от ситуации и сообщения? |
0-1-2-3-4 |
4. |
Ребенок старается сам использовать для общения с родителями (братьями, сестрами, бабушкой, дедушкой) только речь, если тема разговора известна или близка им? |
0-1-2-3-4 |
5. |
Ребенок старается сам использовать для общения с родителями (братьями, бабушкой и др.) только речь, если тема разговора им неизвестна? |
0-1-2-3-4 |
6. |
Ребенок старается сам использовать речь (а не жесты, дактиль, рисунки) при общении со слышащими людьми? |
0-1-2-3-4 |
7. |
Ребенок старается сам использовать речь (а не жесты, рисунки) для общения с незнакомыми людьми, чтобы получить то, что он хочет? |
0-1-2-3-4 |
8. |
Понимают ли речь ребенка люди, которые с ним незнакомы? |
0-1-2-3-4 |
9. |
Ребенок старается сам еще раз объясниться с помощью устной речи (а не жестами, рисунками), если его не поняли люди, которые хорошо его знают? |
0-1-2-3-4 |
10. |
Ребенок старается сам еще раз объясниться с помощью устной речи (а не жестами, дактилем, рисунками), если его не поняли люди, которые его не знают? |
0-1-2-3-4 |
Общее количество баллов: _______________/ 40
Вопросы делятся на 3 группы (вопросы 4 - 10 рассчитаны для детей старше
2-х лет):
1. Показатель контроля голоса (вопросы 1 - 3): ____________
2. Показатель произнесения речевых звуков (вопросы 4 - 8): ___________
3. Показатель ведущей стратегии общения (вопросы 9 - 10): ____________
Усовершенствованная шкала
"Уровни развития слухового восприятия" (CAP)
Уровень |
Описание |
Уровень 0 |
Нет реакции на окружающие звуки |
Уровень 1 |
Обнаруживает некоторые окружающие звуки |
Уровень 2 |
Реагирует на речь, голос |
Уровень 3 |
Узнает некоторые окружающие звуки |
Уровень 4 |
Понимает некоторые слова, когда они дополняются словами звукоподражаниями, например: "Дай мне машину, би-би" / "где собака, ав-ав?" |
Уровень 5 |
Понимает простые обиходные фразы только на слух |
Уровень 6 |
Понимает некоторые слова без дополнительных звукоподражаний, например: "Дай мне машину" / "где собака?" |
Уровень 7 |
Правильно отвечает на простые вопросы, например: "что это?" |
Уровень 8 |
Понимает речь знакомого собеседника в диалоге |
Уровень 9 |
Понимает речь незнакомого собеседника в диалоге |
Уровень 10 |
Понимает рассказы, слушая их в аудиозаписи |
Уровень 11 |
Разговаривает по телефону со знакомыми людьми |
Уровень 12 |
Разговаривает по телефону с незнакомыми людьми |
Усовершенствованная шкала "Уровни разборчивости устной речи ребенка с нарушенным слухом"
Уровень |
Описание |
00 |
Ребенок при общении не пользуется голосом или использует крик и редкие гласноподобные звуки.0 |
0 |
Ребенок произносит отдельные слоги и цепочки слогов при общении. |
1 |
Ребенок пытается использовать неразборчивые слова. Уточняет артикуляцию при помощи взрослого. |
2 |
Ребенок пользуется связной речью, но она неразборчива. Речь разборчива в отдельных словах, если видна артикуляция ребенка и известна тема беседы. |
3 |
Ребенок пользуется связной речью, которая понятна человеку, имеющему опыт восприятия речи глухих людей, если он сконцентрирован на слушании и видит артикуляцию ребенка и знает тему беседы. |
4 |
Ребенок пользуется связной речью, которая понятна человеку, имеющему опыт восприятия речи глухих людей. Слушателю не требуется очень концентрироваться на слушании. |
5 |
Ребенок пользуется связной речью, которая понятна любому человеку. Речь ребенка понятна всем окружающим в разных ежедневных ситуациях. |
M-CHAT
Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего
возраста (The Modified Checklist for Autismin Toddlers, M-CHAT) [53].
Инструкция: пожалуйста, оцените, насколько приведенные ниже
высказывания характеризуют Вашего ребенка. Постарайтесь ответить на
каждый вопрос. Если данное поведение проявлялось редко (Вы видели это
всего один или два раза), отметьте, что ребенку это не свойственно.
1 |
Нравится ли Вашему ребенку играть в игры, когда его раскачивают на колене? |
Да |
Нет |
2 |
Проявляет ли Ваш ребенок интерес к другим детям? |
Да |
Нет |
3 |
Любит ли Ваш ребенок лазить, карабкаться, забираться на предметы и вверх по лестнице? |
Да |
Нет |
4 |
Любит ли Ваш ребенок играть в прятки? |
Да |
Нет |
5 |
Нравится ли Вашему ребенку играть "понарошку", например, как будто он говорит по телефону, заботится о кукле или повторяет какое-то другое поведение? |
Да |
Нет |
6 |
Использует ли Ваш ребенок указательный палец, чтобы указать или попросить что-либо? |
Да |
Нет |
7 |
Использует ли Ваш ребенок указательный палец, чтобы указать или проявить интерес к чему-либо? |
Да |
Нет |
8 |
Играет ли Ваш ребенок с маленькими игрушками (например, машинкой или кубиками) по назначению, или только кусает, бросает и крутит их? |
Да |
Нет |
9 |
Приносит ли иногда Ваш ребенок что-нибудь показать Вам (родителю)? |
Да |
Нет |
10 |
Смотрит ли Ваш ребенок Вам в глаза в течение более чем одной-двух секунд? |
Да |
Нет |
11 |
Кажется ли Вам, что Ваш ребенок чрезмерно чувствителен к шуму? (например, затыкает уши?) |
Да |
Нет |
12 |
Отвечает ли Ваш ребенок улыбкой, когда видит Ваше лицо или в ответ на Вашу улыбку? |
Да |
Нет |
13 |
Подражает ли Ваш ребенок Вам? (например, если вы сгримасничаете, будет ли Ваш ребенок имитировать Ваше лицо?) |
Да |
Нет |
14 |
Отзывается ли Ваш ребенок на имя, когда вы зовете его/ее? |
Да |
Нет |
15 |
Если Вы указываете на игрушку, находящуюся на другой стороне комнаты, посмотрит ли Ваш ребенок на нее? |
Да |
Нет |
16 |
Умеет ли Ваш ребенок ходить? |
Да |
Нет |
17 |
Смотрит ли Ваш ребенок на вещи, если Вы сами смотрите на них? |
Да |
Нет |
18 |
Любит ли Ваш ребенок производить необычные движения пальцами близко к его/ее лицу? |
Да |
Нет |
19 |
Пытается ли Ваш ребенок привлечь Ваше внимание к тому, чем он/она занимается? |
Да |
Нет |
20 |
Казалось ли Вам когда-нибудь, что Ваш ребенок глухой? |
Да |
Нет |
21 |
Понимает ли Ваш ребенок, о чем говорят окружающие? |
Да |
Нет |
22 |
Смотрит ли иногда Ваш ребенок в никуда, бродит ли без цели? |
Да |
Нет |
23 |
Проверяет ли Ваш ребенок реакцию на Вашем лице, если сталкивается с чем-то незнакомым? |
Да |
Нет |
Инструкция по интерпретации M-CHAT
Ребенок не проходит тест при двух или более несовпадающих ответах на
критические вопросы или трех несовпадающих ответах на любые вопросы.
Ответы "Да" / "Нет" преобразуются в "прошел" / "не прошел". Ниже
перечислены ответы, соответствующие коду "не прошел" по каждому вопросу
M-CHAT. Жирный заглавный шрифт относится к критическим вопросам.
1. Нет |
6. Нет |
11. Да |
16. Нет |
21. Нет |
2. НЕТ |
7. НЕТ |
12. Нет |
17. Нет |
22. Да |
3. Нет |
8. Нет |
13. НЕТ |
18. Да |
23. Нет |
4. Нет |
9. НЕТ |
14. НЕТ |
19. Нет |
|
5. Нет |
10. Нет |
15. НЕТ |
20. Да |
|
Не все дети, которые не прошли тест M-CHAT, удовлетворяют критериям
для диагностики заболеваний из спектра аутизма. Однако детям, которые не
прошли тест, требуются углубленное обследование врачом и обязательное
направление на проверку развития к специалисту.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.