Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л., Кадулина А.В.,
при участии от федерального казенного учреждения "Жилищно-коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области" Соловьева А.Ю. (доверенность от 08.02.2013), Поздняковой С.И. (доверенность от 08.02.2013), от Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области Козловой Г.Ю. (доверенность от 27.09.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.09.2012 (судья Корепин С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А13-6321/2012,
установил:
Администрация города Вологды, место нахождения: г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4, ОГРН 1033500051683 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области, место нахождения: г. Вологда, ул. Левичева, д. 1, ОГРН 1023500870975 (далее - Управление ФСИН), федеральному казенному учреждению "Жилищно-коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области", место нахождения: г. Вологда, Ленинградская ул., д. 73а, ОГРН 1023501452798 (далее - Учреждение), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, место нахождения: г. Вологда, Пушкинская ул., д. 25, ОГРН 1103525003900 (далее - Теруправление Росимущества), о прекращении права собственности Российской Федерации на нежилое здание ВВК общей площадью 459,7 кв.м, инв. N 1431, лит. А, расположенное по адресу: г. Вологда, ул. Горького, д. 156; прекращении обременения в виде права оперативного управления Учреждения на данный объект путем погашения регистрационных записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889.
Определением от 26.07.2012 прекращено производство по требованию о погашении регистрационной записи и по требованиям к Управлению ФСИН в связи с отказом Администрации от требований в этой части и к названному лицу; к участию в деле привлечены в качестве соответчика - Федеральная служба исполнения наказаний, место нахождения: Москва, Житная ул., д. 14, ОГРН 1047797031479 (далее - Служба), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление ФСИН, открытое акционерное общество "Северный Коммунар".
Уточнив исковые требования, Администрация просила признать отсутствующими право собственности Российской Федерации и обременение в виде права оперативного управления Учреждения на нежилое здание ВВК общей площадью 459,7 кв.м.
Решением от 17.09.2012 удовлетворены уточненные исковые требования Администрации; с Учреждения в доход федерального бюджета взыскано 4000 руб. государственной пошлины по иску.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 данное решение отменено в части взыскания с Учреждения государственной пошлины по иску; в остальной части решение оставлено без изменения.
Служба в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, спорное имущество, необходимое для обеспечения функционирования уголовно-исполнительной системы, законно отнесено к собственности Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за Учреждением.
Учреждение в отзыве на жалобу поддерживает ее доводы, указывая, что спорный объект был передан в муниципальную собственность в 1996 году, однако в связи с передачей по договору от 16.05.97 в безвозмездное пользование Управлению исполнения наказаний Управления внутренних дел Вологодской области и изменением целевого назначения на этот объект правомерно было зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Учреждения.
В судебном заседании представители Учреждения и Управления ФСИН поддержали кассационную жалобу Службы, просили ее удовлетворить.
Для представления интересов Службы, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание прибыла Козлова Г.Ю., предъявившая в подтверждение своих полномочий доверенность, выданную начальником Управления ФСИН в порядке передоверия. Поскольку указанная доверенность в нарушение статьи 187 Гражданского кодекса Российской Федерации не удостоверена нотариально, суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в признании полномочий Козловой Г.Ю. на участие в деле от имени Службы и не допустил ее к участию в деле в качестве представителя Службы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, спорный объект, числившийся как здание детского сада, находился на балансе государственного предприятия "Северный коммунар".
Решением Комитета по управлению имуществом Вологодской области от 17.01.96 N 41 внесены изменения в план приватизации государственного предприятия "Северный коммунар"; предписано передать в муниципальную собственность г. Вологды объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в уставный капитал общества, и считать их отнесенными к муниципальной собственности с момента издания данного решения.
Постановлением главы Администрации от 07.05.96 N 1071 от акционерного общества "Северный коммунар" в муниципальную собственность г. Вологды принят детский сад N 29 по ул. Горького, д. 156.
По акту приема-передачи от 12.05.96 ясли/сад N 29 переданы на баланс отдела образования Администрации.
В дальнейшем Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Вологды по договору от 16.05.97 передал Управлению исполнения наказаний Управления внутренних дел по Вологодской области в безвозмездное пользование нежилое помещение (корпус N 1) площадью 464,7 кв.м по ул. Горького, д. 156 сроком на один год по 16.05.98. Впоследствии срок действия договора продлен по 15.05.2003.
Стороны подписали соглашение от 15.10.2002 о внесении изменений и дополнений в договор от 16.05.97. В качестве приложения к данному соглашению подписан акт от 16.10.2002 передачи в безвозмездное пользование нежилых помещений площадью 464,7 кв.м в здании по указанному выше адресу, являющихся муниципальной собственностью и находящихся в казне города.
На основании постановления главы Администрации от 07.05.96 N 1071 и выписки из реестра муниципальной собственности в ЕГРП зарегистрировано 28.04.2004 право собственности муниципального образования "Город Вологда" на двухэтажное кирпичное нежилое здание общей площадью 458,7 кв.м с условным номером 35:24:0:1431А, инв. N 1431, лит. А, расположенное по адресу: г. Вологда, ул. Горького, д. 156, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 35-АА N 164856.
В то же время в отношении здания ВВК площадью 459,7 кв.м, инв. N 1431, лит. А по тому же адресу в ЕГРП на основании договора от 24.04.2009 N 13-04 о передаче федерального имущества в оперативное управление зарегистрировано 12.01.2010 право оперативного управления Учреждения и 04.10.2011 - право собственности Российской Федерации.
Администрация, ссылаясь на то, что права муниципального образования, Российской Федерации и Учреждения зарегистрированы на один и тот же объект, при этом данный объект находится в муниципальной собственности, а право федеральной собственности и право оперативного управления Учреждения зарегистрированы неправомерно, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав собранные по делу доказательства и надлежащим образом оценив их, суды пришли к верному выводу, что здание детского сада, находившееся на балансе государственного предприятия и не включенное в план приватизации данного предприятия, в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 и приложения N 3 к этому постановлению было отнесено к муниципальной собственности. Сведения об использовании на момент законодательного разграничения государственной собственности здания, определенного в правоустанавливающих и технических документах как здание яслей-сада N 29, по иному назначению в деле отсутствуют, поэтому у судов не было оснований считать, что объект подлежал отнесению к иному уровню публичной собственности.
В дальнейшем на основании гражданско-правовой сделки у Управления исполнения наказаний Управления внутренних дел по Вологодской области возникли обязательственные права в отношении переданного ему в безвозмездное пользование здания. По основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, право муниципальной собственности на объект недвижимости не прекращалось, в установленном порядке из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации объект не передавался. Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ и Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, на которые ссылались ответчики, не установлено автоматическое возникновение права собственности Российской Федерации на имущество, необходимое для осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти и находящееся в собственности иного уровня, а предусмотрена передача в определенном порядке такого имущества от публичного образования, в собственности которого оно находится, в собственность публичного образования соответствующего уровня.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно посчитали, что спорное здание необоснованно со ссылкой на постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 включено в реестр федерального имущества и право собственности на него незаконно зарегистрировано за Российской Федерацией, а следовательно, незаконно зарегистрировано и право оперативного управления Учреждения, и удовлетворили исковые требования Администрации.
Доводы подателя жалобы, а также Учреждения и Управления ФСИН подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании положений Гражданского кодекса Российской Федерации и федеральных законов о возникновении права собственности, не предусматривающих возможность автоматического признания субъекта, которому имущество необходимо для осуществления своей деятельности, собственником этого имущества.
Поскольку решение арбитражного суда первой инстанции от 17.09.2012 было отменено в части постановлением апелляционного суда от 23.11.2012, последний судебный акт исходя из статей 180, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен быть оставлен в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 по делу N А13-6321/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.