Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Дмитриева В.В., Сосниной О.Г.,
при участии от прокурора города Санкт-Петербурга помощника прокурора Сничищенко Е.Ф. (17.05.2012 N 38-3-2012), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурга Стрельниковой А.В. (доверенность от 28.12.2012 N 413), от общества с ограниченной ответственностью "Обедов СПб" Калинчука Д.С. (доверенность от 18.05.2012 N 40),
рассмотрев 18.02.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2012 (судья Ятманов А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 (судьи Несмиян С.И., Мельникова Н.А., Черемошкина В.В.) по делу N А56-21532/2012,
установил:
Заместитель прокурора Санкт-Петербурга, выступая в защиту интересов Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурга, место нахождения: Санкт-Петербург, Гороховая улица, дом 2/6, литера А, ОГРН 1097847130886 (далее - Агентство), и Министерства образования и науки Российской Федерации, место нахождения: Москва, Тверская улица, дом 11, ОГРН 1047796287440 (далее - Министерство), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Обедов СПб", место нахождения: Санкт-Петербург, улица Крыленко, дом 26, литера А, ОГРН 1047855143698 (далее - Общество), и федеральному государственному унитарному предприятию "Российский научный центр "Прикладная химия", место нахождения: Санкт-Петербург, проспект Добролюбова, дом 14, ОГРН 1027806882971 (далее - Предприятие), о признании недействительным договора от 01.09.2011 (далее - Договор).
Решением суда первой инстанции от 30.07.2012 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 14.11.2012 решение суда от 30.07.2012 изменено. Суд апелляционной инстанции признал недействительными пункты 3.1.20, 3.1.23 и 3.2.1 Договора, в удовлетворении остальной части иска отказал.
В кассационной жалобе Агентство, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об удовлетворении иска в полном объеме.
Податель жалобы утверждает, что Договор является притворной сделкой, поскольку фактически представляет собой договор аренды. Поэтому Агентство полагает, что Договор является недействительным, так как заключен с нарушением положений статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) - при отсутствии согласия собственника.
В судебном заседании помощник прокурора и представитель Агентства поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Общества, указав на правомерность постановления апелляционного суда, просил оставить его без изменения.
Кассационная жалоба рассмотрена судом без участия представителей Министерства, Предприятия, извещенных надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Договором Общество (исполнитель) обязалось оказывать Предприятию (заказчику) услуги по организации питания сотрудников заказчика по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, станция Капитолово, корпус 273.
Прокурор, посчитав, что фактически Договор является притворной сделкой и подменяет собой договор аренды, обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав Договор незаключенным (помещение столовой не прошло кадастровый учет, не идентифицировано сторонами Договора, что свидетельствует об отсутствии согласования существенных условий договора аренды помещений), в удовлетворении иска отказал.
Апелляционный суд, не согласившись с приведенными в решении оценкой доказательств и выводами, решение суда изменил. Апелляционная инстанция посчитала, что только пункты 3.1.20, 3.1.23 и 3.21 Договора фактически регулируют отношения сходные с арендными и признала их недействительными. В удовлетворении остальной части иска суд апелляционной инстанции отказал, поскольку заключил, что помещение фактически находится владении Предприятия, а деятельность столовых при предприятиях не требует специального разрешения со стороны собственника государственного предприятия.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что апелляционным судом правильно применены нормы материального права.
По общему правилу граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 2 статьи 1 ГК РФ).
Однако законодательством могут быть предусмотрены определенные требования к условиям договора, которые стороны обязаны учесть при его заключении.
Так, согласно статье 294 ГК РФ государственное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с названным Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
На основании указанных норм права при сдаче в аренду помещений, принадлежащих государственному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, требуется согласие собственника.
Агентство считает, что Договор является по своему содержанию договором аренды, а так как согласие собственника не получено, следовательно, он является недействительным.
Вместе с тем означенные выводы Агентства являются ошибочными.
Согласно пункту 2 статьи 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки применяются относящиеся к ней правила.
По смыслу данной нормы, по основанию притворности может быть признана недействительной лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю участников сделки. При этом обе стороны должны преследовать общую цель и достичь соглашения по всем существенным условиям той сделки, которую прикрывает юридически оформленная сделка.
Пунктом 1 статьи 606 ГК РФ установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как следует из пункта 1 статьи 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В силу пункта 1 статьи 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Проанализировав условия, субъектный состав и цели Договора, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что сделка имеет признаки, позволяющие лишь частично квалифицировать ее как договор аренды.
Так, пункты 3.1.20 (об обязанности исполнителя вносить плату за сброс загрязняющих веществ со сточными водами), 3.1.23 (о проведении текущего ремонта помещения) и 3.2.1 (об обязанности заказчика предоставить пригодное помещение для организации столовой, оборудованного подачей холодной и горячей воды, отоплением, электроэнергией) содержат условия, присущие договору аренды.
В связи с этим апелляционный суд правомерно признал упомянутые пункты Договора на основании положений 170 ГК РФ недействительными и в этой части удовлетворил апелляционную жалобу.
Вместе с тем согласно статье 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Как правомерно указал апелляционный суд, такая деятельность, как "деятельность столовых при предприятиях и учреждениях", не запрещена законом. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств передачи спорного помещения Обществу.
Условия пунктов 3.1.20, 3.1.23 и 3.2.1 - как противоречащие закону - не должны были включаться в Договор, между тем ничтожность этих пунктов не влечет ничтожность Договора в целом. Поэтому апелляционный суд обоснованно отказал в удовлетворении остальной части иска.
Поскольку решение суда первой инстанции правомерно изменено апелляционным судом, суд кассационной инстанции оставляет в силе постановление апелляционного суда.
Доводы подателя жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и выводов суда апелляционной инстанции не опровергают. Неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не допущено.
Суд кассационной инстанции считает, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 по делу N А56-21532/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.