Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Корабухиной Л.И., Пастуховой М.В.,
при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тосненском районе Ленинградской области Пилирон Ю.В. (доверенность от 14.01.2013 N 04-04/00225),
рассмотрев 20.02.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тосненском районе Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2012 (судья Буткевич Л.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 (судьи Семиглазов В.А., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-31664/2012,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тосненском районе Ленинградской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Комитета образования администрации муниципального образования Тосненского района Ленинградской области (далее - Комитет) 41 471 руб. 20 коп. штрафа за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений за 9 месяцев 2011 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 21.08.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 03.12.2012 решение суда от 21.08.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты.
По мнению подателя жалобы, Управлением представлены доказательства несвоевременного направления Комитетом сведений индивидуального персонифицированного учета за второй квартал 2011 года.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Комитет, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление провело проверку своевременности представления Комитетом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в ходе которой было установлено, что в нарушение положений статьи 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) указанные сведения за 9 месяцев 2011 года своевременно представлены не были.
По результатам проверки Управлением был составлен акт от 21.11.2011 N 241, и принято решение от 27.12.2011 N 241 о привлечении Комитета к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный период в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 41 471 руб. 20 коп.
На основании принятого решения Управление направило в адрес Комитета требование от 02.02.2012 N 5887, в котором предложил в срок до 02.03.2012 в добровольном порядке уплатить указанную сумму штрафа.
Неисполнение названного требования послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Комитета 41 471 руб. 20 коп. штрафа.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанции, указали на своевременное отправление комплекта отчетности за третий квартал 2011 года -15.11.2011.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Комитет является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2 статьи 11 названного Закона установлено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в органы пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальные сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, а также сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в размере 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что такие сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
На основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
Как следует из материалов дела, между Управлением и Комитетом образования заключено соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота от 29.12.2009 N 2313.
Комитетом образования ежеквартальная отчетность за третий квартал 2011 года (расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) и сведения индивидуального (персонифицированного) учета сформированы и направлены своевременно - 15.11.2011 единой посылкой в электронной форме через формализованный режим "Сведения ПФР" системы ООО "Аргос", то есть в сроки, установленные пунктом 9 статьи 15 Закона 212-ФЗ.
При обработке в "АРМ Специалиста СЭД ПФР" на третьем участке Управления 16.11.2011 на данное сообщение сформирована и отправлена страхователю квитанция о доставке, то есть комплект документов получен Управлением.
При обработке в "АРМ Специалиста СЭД ПФР" на третьем участке Управления 18.11.2011 на данное сообщение сформирован и отправлен страхователю отрицательный протокол.
Однако до получения протокола о непринятии сведений Комитет 17.11.2011 обнаружив ошибку комплектации отчетов в посылке, отправленной 15.11.2011 (вместо сведений индивидуального (персонифицированного) учета за третий квартал 2011 отправлены были сведения индивидуального (персонифицированного) учета за второй квартал 2011), произвел 18.11.2011 заново отправку исправленного комплекта ежеквартальной отчетности за третий квартал 2011 года: был отправлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) за третий квартал 2011 и сведения индивидуального (персонифицированного) учета за третий квартал 2011. Данные обстоятельства подтверждаются актом технической экспертизы ООО "Аргос" от 01.03.2012 N 53 и сведениями из системного журнала ПК "Аргос-Налогоплательщик".
Управлением 21.11.2011 сформирована и отправлена страхователю квитанция о доставке и отправлен положительный протокол.
С учетом этого судами сделан вывод правильный вывод, что Комитет предпринял все меры для предоставления отчетности в установленный срок.
Согласно пункту 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, при обнаружении не соответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Таким образом, Инструкцией предусмотрена проверка всех сведений, в том числе и состава отчетной документации.
Как следует из решения от 27.12.2011 N 241, основанием для привлечения Комитета к ответственности явилось нарушение сроков предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а не представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета. За непредставление неполных, недостоверных сведений Комитет к ответственности не привлекался.
Удовлетворяя заявление Комитета, суды сделали вывод о том, что Управлением не доказана вина Комитета (страхователя) в совершении вменяемого ему правонарушений, поскольку представление отчетности с указанием неверного периода (2 квартал вместо 3 квартала) не образует состава правонарушения, предусмотренного абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ (несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования). Фактически Комитет привлечен к ответственности за нарушение срока представления скорректированной отчетности, поскольку первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержали ошибки, впоследствии исправленные Комитетом.
Оценив в совокупности и взаимной связи фактические обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что факт представления первоначальных сведений был осуществлен ответчиком в установленный Законом N 212-ФЗ срок. При этом наличие в первоначально представленных сведениях ошибок не имеет правового значения. Двухнедельный срок для устранения недостатков, выявленных Управлением уже после исправления Комитетом самостоятельно ошибки в отчете, заявителем не нарушен.
Суд кассационной инстанции считает, что фактические обстоятельства дела установлены судебными инстанциями в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Управления не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 по делу N А56-31664/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тосненском районе Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.