Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Беркут" Бабурова Э.А. (доверенность от 09.01.2013), от филиала N 4 государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Петровой Н.В. (доверенность от 29.12.2012 N 02-30/14-15344),
рассмотрев 05-12.03.2013 в открытом судебном заседании (с перерывом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Беркут" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2012 (судья Александрова Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Сомова Е.А.) по делу N А56-27866/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Беркут", место нахождения: 191144, Санкт-Петербург, улица Моисеенко, дом 22, литера "З", ОГРН 1037821060738 (далее - Общество, ООО "НПФ "Беркут"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения филиала N 4 государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, Большая Посадская улица, дом 10а, ОГРН 1027806860707 (далее - Фонд), от 26.04.2012 N 10 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части, касающейся необоснованного применения пониженного тарифа страховых взносов.
Решением суда первой инстанции от 13.08.2012 оспариваемое решение Фонда признано недействительным в части привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде взыскания штрафа в сумме, превышающей 20 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 26.11.2012 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные по делу решение и постановление в части отказа в удовлетворении заявленных им требований и принять по данному делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления полностью.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Фонда возражал против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в отзыве.
В судебном заседании 05.03.2013 был объявлен перерыв до 12.03.2013 до 11 час. 00 мин. В указанное время судебное заседание продолжено. В этом судебном заседании представители сторон поддержали позицию, занятую в судебном заседании 05.03.2013.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) ООО "НПФ "Беркут" страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
По результатам проверки Фонд составил акт от 29.03.2012 N 113в и с учетом возражений Общества принял решение от 26.04.2012 N 10 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с указанным решением ООО "НПФ "Беркут" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде взыскания 79 275 руб. 53 коп. штрафа и ему предложено уплатить начисленную сумму санкции, а также 1492 руб. 31 коп. начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов пеней.
Основанием принятия решения явился вывод Фонда о необоснованном применении Обществом в январе 2011 года пониженного тарифа страховых взносов, установленного частью 3 статьи 58 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов - организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Как указал Фонд, ООО "НПФ "Беркут", получившее документ о государственной аккредитации организации 14.02.2011, вправе применить пониженный тариф страховых взносов с февраля 2011 года. Кроме того, по мнению Фонда, страхователь неправомерно с января по июль 2011 года не начислял страховые взносы на заработную плату иностранного гражданина, имеющего статус временно проживающего в Российской Федерации и работающего в организации по трудовому договору.
Установив наличие у Общества в связи с допущенными нарушениями 396 377 руб. 66 коп. недоимки по страховым взносам за 2011 года, Фонд в оспариваемом решении не предложил уплатить доначисленную сумму взносов, поскольку у Фонда перед заявителем имелась задолженность в сумме 638 595 руб. 66 коп. в виде произведенных Обществом расходов на выплату обязательного страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (лист дела 40).
Считая решение Фонда недействительным в части касающейся необоснованного применения в январе 2011 года пониженного тарифа страховых взносов, ООО "НПФ "Беркут" оспорило его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные Обществом требования частично. Суды пришли к выводу об обоснованном привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ. Суды указали, что Общество, получив документ о государственной аккредитации организации в феврале 2011 года, при соблюдении установленных частью 2.1 статьи 57 Закона N 212-ФЗ условий о доле доходов и среднесписочной численности работников за период с января по сентябрь 2011 года вправе применять пониженный тариф страховых взносов с февраля 2011 года. В то же время суды сочли возможным применить положения статьи 44 Закона N 212-ФЗ и снизить размер наложенного Фондом штрафа до 20 000 руб.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 6 части 1 и части 3 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода 2012 - 2019 годов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных, предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.
В соответствии с частью 5 статьи 58 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2011 году) указанные в пункте 6 части 1 этой статьи плательщики страховых взносов применяют пониженные тарифы страховых взносов, при выполнении ими условий, установленных частями 2.1 и 2.2 статьи 57 названного Закона. Контроль за соблюдением требований, установленных пунктом 2 части 2.1 и пунктом 2 части 2.2 статьи 57 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в том числе на основании отчетности, предоставляемой организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, в соответствии со статьей 15 этого Закона.
В части 2.1 статьи 57 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, не являющиеся вновь созданными организациями, применяют пониженные тарифы страховых взносов при выполнении ими следующих условий:
1) организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 этой статьи, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;
3) средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 статьи 57 Закона N 212-ФЗ, составляет не менее 50 человек.
Таким образом, исходя из положений части 5 статьи 58 и пункта 1 части 2.1 статьи 57 Закона N 212-ФЗ наличие документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, является одним из обязательных условий для применения организацией пониженных тарифов страховых взносов. Поэтому организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов за периоды, в которых такой документ еще не был ею получен.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела (лист дела 20) подтверждается, что документ о государственной аккредитации получен Обществом 14.02.2011.
Согласно пунктам 3 - 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Часть 1 статьи 12 Закона N 212-ФЗ определяет тариф страхового взноса как размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
Общеустановленный тариф страхового взноса в Фонд социального страхования Российской Федерации составляет 2,9%. Пониженный тариф страхового взноса в Фонд социального страхования Российской Федерации для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в 2011 году равен 2%.
Суды при рассмотрении дела обоснованно указали, что организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только в случае одновременного выполнения трех условий, приведенных в части 2.1 статьи 57 Закона N 212-ФЗ. Иначе говоря, указанные организации не могут применять пониженный тариф страхового взноса в Фонд социального страхования Российской Федерации за периоды, в которых документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, отсутствовал.
Позиция судов соответствует разъяснениям контролирующих органов (письмо Минздравсоцразвития России от 05.09.2011 N 3180-19 и письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.01.2011 N 30-22/52), согласно которым применять пониженные тарифы страхователь вправе лишь с месяца, в котором получен документ, подтверждающий государственную аккредитацию.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции находит соответствующими нормам Закона N 212-ФЗ вывод судов о том, что ООО "НПФ "Беркут", получившее документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в феврале 2011 года, при исчислении страховых взносов за январь - сентябрь 2011 года вправе применить пониженный тариф только для расчета страховых взносов с сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных с февраля 2011 года, то есть с месяца получения такого документа, при соблюдении двух других условий, установленных частью 2.1 статьи 57 Закона N 212-ФЗ.
Изложенные в кассационной жалобе доводы Общества не опровергают вывод судов о том, что в данном случае сумма страховых взносов, подлежащая уплате за январь - сентябрь 2011 года, будет складываться из величины страховых взносов, исчисленных по общеустановленному тарифу (2,9%) с сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных за январь 2011 года, и величины страховых взносов, исчисленных по пониженному тарифу (2%) с сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных за каждый последующий месяц (февраль - сентябрь 2011 года).
Утверждение Общества о том, что применение им пониженного тарифа страховых взносов в январе 2011 года правомерно исходя из предусмотренного Законом N 212-ФЗ механизма исчисления страховых взносов нарастающим итогом, кассационная инстанция считает несостоятельным.
Из норм Закона N 212-ФЗ следует, что плательщики страховых взносов, указанные в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяют нарастающим итогом не сумму страховых взносов, подлежащую уплате отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд, а базу для их начисления. Как указано в частях 1 и 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для плательщиков рассматриваемой категории определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 этого Закона. Частью 4 той же статьи предусмотрено, что база устанавливается в размере, не превышающем 415 000 руб. С суммы превышения данной величины страховые взносы не взимаются. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 933 на 2011 год предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды равна 463 000 руб.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен в статье 15 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с нормами частей 3 и 4 этой статьи страховые взносы рассчитываются ежемесячно с начала расчетного года по окончании каждого календарного месяца и в течение расчетного периода уплачиваются в виде ежемесячных обязательных платежей. Таким образом, эти платежи являются обязательными, а не авансовыми, размер которых определяется и фиксируется по каждому месяцу, а итоговый их размер определяется сложением исчисленных ежемесячных сумм страховых взносов, а не нарастающим итогом.
Из части 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ следует, что организация обязана перечислить страховые взносы не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется обязательный ежемесячный платеж. Такой порядок уплаты должен применять в течение всего календарного года - расчетного периода. Положений, позволяющих организациям перечислять страховые взносы единовременно за весь календарный год (например, в конце календарного года единой суммой) или в иной какой-либо срок, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ Общество по итогам января 2011 года обязано было исчислить ежемесячные обязательные платежи исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных именно за этот месяц, и тарифа страховых взносов (2,9%).
Имеющиеся в материалах дела доказательства (листы дела 40 и 41) свидетельствуют о том, что неправильное исчисление страховых взносов в виде необоснованного применения Общество в январе 2011 года пониженного тарифа страховых взносов (2%) привело к неуплате за январь (по сроку уплаты 15.02.2011) 386 275 руб. 26 коп.
Согласно части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Таким образом, размер штрафа рассчитывается исходя из величины суммы страховых взносов, не уплаченных (не полностью уплаченных) в результате неправильного исчисления страховых взносов.
В данном случае при наличии факта неполной уплаты страховых взносов за январь 2011 года в установленный законом срок в связи с неправомерным применением пониженного тарифа страховых взносов Фонд обоснованно привлек ООО "НПФ "Беркут" к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций подтвердили факт совершении Обществом указанного правонарушения. Вместе с тем, суды установили наличие обстоятельств, смягчающих ответственность (незначительный период просрочки, за который был применен пониженный тариф, неверное толкование заявителем норм Закона N 212-ФЗ), и исходя из принципа соразмерности уменьшили сумму штрафа, подлежащую взысканию.
На основании изложенного суды полно и объективно исследовали все обстоятельства дела. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. Поэтому кассационный суд не усматривает оснований для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления, в силу чего кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу N А56-27866/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Беркут" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.