09 апреля 2013 г. |
Дело N А05-8696/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Блиновой Л.В., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 09.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2012 (судья Шашков А.Х.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А05-8696/2012,
установил:
Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (далее - Министерство) убытков в размере 2 706 000 руб., понесенных в связи с предоставлением жилого помещения Сумароковой М.И., относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также 2 200 руб. расходов, связанных с оплатой услуг по определению рыночной стоимости этой квартиры.
Определением суда от 23.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Архангельской области и Министерство образования и науки Архангельской области.
Решением суда первой инстанции от 18.09.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.12.2012, убытки в пользу Администрации взысканы с Архангельской области в лице Министерства за счет казны Архангельской области.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов, фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, Администрация неправомерно предоставила квартиру Сумароковой М.И.; расходы не подлежат возмещению за счет казны Архангельской области.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Администрации от 13.05.2011 N 836 Сумарокова М.И., относящаяся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а постановлением Администрации от 20.12.2011 N 2251 ей предоставлена однокомнатная квартира 34 в доме 3Б по улице Рыбников в городе Нарьян-Маре.
Указанная квартира муниципальным бюджетным учреждением "Управление городского хозяйства города Нарьян-Мара" передана Сумароковой М.И. в соответствии с заключенным между ними договором социального найма жилого помещения от 29.12.2011 N 398.
По заказу Администрации в соответствии с договором от 30.01.2012 N 30 определена рыночная стоимость квартиры, составившая 2 706 000 руб. (отчет об оценке N 32/12). Согласно счету-фактуре от 30.01.2012 N 30 и платежному поручению от 29.02.2012 N 143416 расходы Администрации, связанные с оплатой услуг по оценке, составили 2200 руб.
Администрация, сославшись на понесенные убытки в результате выбытия квартиры из муниципальной собственности и определения рыночной стоимости этой квартиры, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав за Администрацией право на компенсацию убытков за счет казны Архангельской области, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно статье 5 Закона N 159-ФЗ предусмотренные данным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями" государственными полномочиями по заключению договоров социального найма жилых помещений с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований.
Вместе с тем, возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает компенсацию возникших дополнительных расходов и гарантирует право собственности муниципального образования.
Таким образом, расходы Администрации по обеспечению жилым помещением лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к расходным обязательствам Архангельской области и подлежат компенсации за счет казны Архангельской области, что и установлено судами двух инстанций.
Суды пришли к выводу о том, что предоставив Сумароковой М.И. квартиру, Администрация в силу жилищного законодательства не может свободно ею распоряжаться и для исполнения своих основных обязательств, возложенных на нее Жилищным кодексом Российской Федерации, будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, рыночная стоимость квартиры составляет 2 706 000 руб., а расходы Администрации, связанные с оплатой услуг по определению рыночной стоимости квартиры, составили 2200 руб.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, приняв во внимание то обстоятельство, что указанные расходы Администрации не компенсированы, суды удовлетворили иск в полном объеме.
Изложенные в кассационной жалобе доводы Министерства были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций и отклонены, получив надлежащую правовую оценку.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 по делу N А05-8696/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.